Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г

117 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. ideological contradictions and social changes that continue to disturb society today. An important aspect of the study is the description of the characters in the film, their symbolic meaning and their role in the development of the plot. Characters such as Maria and Freder epitomize the hopes and fears of their time, which allows the viewer to gain a deeper understanding of the dynamics of class struggle and human relations. One of the key findings of the study is that “Metropolis” is not only a visually impressive work of art, but also serves as an important cultural commentary that remains relevant to understanding contemporary social issues. Keywords : art, ideology, culture, symbols, cinematography. DOI 10.22405/2304-4772-2025-1-116-124 К 1927 году мир на фоне периода интенсивной индустриализации и урбанизации [6, с. 13–15] был охвачен социальными потрясениями, выразившимися в глобальном экономическом кризисе. Так, В. П. Любин подчеркивает, что конкретно Германия, оказавшись на пороге необходимости радикальных перемен, попала в затруднительное положение: с одной стороны, страна достигла высокого уровня индустриального развития, что обычно считается предпосылкой для прогрессивных трансформаций; с другой, – было очень опасно предпринимать глубокие реформы, потому что они могли нарушить сложившийся социальный баланс, который во многом определялся зрелыми демократическими институтами. Это ставило под вопрос саму готовность Германии к коренным изменениям, опасности застоя в отношении структурных преобразований, а также к углублению дифференциации общества, то есть к социальному экономическому неравенству [7, с. 177–178]. Эта социокультурная ситуация в Германии конца 20-х годов символически отражена в ленте кинорежиссера Фрица Ланга (1890–1976) и сценаристки (тогда его жены) Теа Габриэлы фон Харбоу (1888–1954) «Метрополис», созданном в 1927 году. В нашей статье мы ставим целью показать, что сопряжения идейного и художественного в произведении искусства (а в нашей работе – киноискусства) способствует более точной репрезентации эпохи и социокультурных тенденций. В контексте современной реальности, репрезентативная картина мира в большой части представлена кинематографом. Так, Ю. Б. Борев в своем исследовании, посвященном многостороннему анализу многих классических и современных художественных текстов, писал, что «кино передает динамику эпохи; оперируя временем как средством выразительности, оно способно передать стремительную смену событий в их внутренней логике» [4, с. 289]. Об этом же говорил и Рене Кёниг, подчеркивая, что киноискусство «отражает душевные настроения и представления публики» [5, с. 544] более простым путем, нежели остальные искусства. Лента «Метрополис» очень точно репрезентирует формирующуюся в обществе идеологию, которая затем предопределит на десятилетия историческое развитие. Поскольку сегодня как никогда актуальны проблемы социального неравенства, технологического развития, манипуляции

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=