Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г
118 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. общественным сознанием и поиска верного пути развития человеческого общества, анализ фильма «Метрополис» в рамках современного социокультурного дискурса особенно важен. Фриц Ланг занимает особое место в кинематографе Германии, он крупный художник, особенности киноязыка которого связаны как с неоромантизмом, так и с экспрессионизмом. Режиссер в дальнейшем перерастает рамки направления, но острый экспрессионистский ракурс взгляда на события остается с ним на всю жизнь. «Метрополис» – знаковый фильм для творчества Ланга. Его волновало состояние общества, что было отражено в фильме, – конкретно противостояние элиты и массы. Лента поражает постановкой, необычно масштабной для 1927 года, предвидением облика современных мегаполисов. Нельзя не отметить в «Метрополисе» необычные приемы съемки, вплетение анимации (изображение семи смертных грехов), яркие метафоры (например, изображение Молоха) и аллюзии. В определении репрезентации мы отталкиваемся от Большого толкового словаря русского языка С. А. Кузнецова [Комм. 1] и понимаем репрезентацию как символьное представление каких-либо результатов познавательной деятельности человека [Комм. 2]. Репрезентацию в искусстве мы понимаем как образное представление объекта, а конкретно в киноискусстве – образное представление объективной действительности выразительными средствами кинематографа, среди которых главным выступает монтаж во многих своих вариантах, разнообразные изменения масштабирования изображения, ракурса, работа с цветом, светом и др. Подобное понимание репрезентации в искусстве встречается, например у Я. И. Климова [3, с. 47]. Художественная репрезентация – это одна из существенных сторон искусства, которое активно участвует в формировании общественного сознания, способствуя оформлению определенных ценностных систем, идеологических конструктов и мировоззренческих парадигм общества [1, с. 44], а, с другой стороны, зеркально отражает социокультурную динамику социума, включая его актуальные противоречия. Конечно, когда мы говорим о художественном творчестве, то не можем не подчеркнуть особую активную роль воспринимающего (в кино – зрителя), который всегда интерпретирует произведение (в нашем исследовании мы говорим о фильмах) через собственные культурные и идеологические «фильтры», превращает просмотр в уникальный и личностный опыт. Эта мысль подчеркивается в исследовании М. С. Мкртычевой, которая справедливо утверждает, что картина мира особенно репрезентативна, когда «ложится на почву воображения публики, преломляется через ее чувства, настроения, ожидания, желания, иллюзии, надежды, симпатии и антипатии» [2, с. 115]. В фильме предстает город, разделенный на два уровня: верхний, символизирующий богатство и власть, и нижний, где царят бедность и угнетение. Конфликт между рабочими, которые вынуждены жить в подземельях, и привилегированной элитой, наслаждающейся роскошью,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=