Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г

119 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. становится метафорой классовой борьбы и стремления к равенству и справедливости. Фильм уделяет внимание и вопросу соотношения гуманизма и технологического прогресса: Метрополис представляет собой город будущего, где технологии доминируют над жизнью людей, ставя под вопрос человеческую душу, свободу и возможность контроля над машинами. Художественная форма «Метрополиса» такова, что сложные идеологические идеи, равно как и отражение социокультурной динамики 1920- х годов раскрываются в замысловатом сюжете, а также в визуальных образах и символах, понять которые помогает семиотический анализ. Этот подход исследует произведения искусства через призму знаков и их значений, опираясь на модель коммуникативного процесса Р. Якобсона [8, с. 6]. В фильме Ланга он раскрывает их сложную систему, которая отражает культурные идеи и ценности Веймарской Германии – эпохи в истории Германии (с 1919 по 1933 гг.), когда страна, восстанавливаясь после разрушений Первой мировой войны, впервые обрела демократическое устройство. Этот период был ознаменован серьезными испытаниями, включая политические потрясения, экономические трудности и социальные напряжения. В «Метрополисе» система знаков выступает как средство интерпретации социальных, мировоззренческих и идеологических концепций. Например, контраст между светом и тенью на экране не только усиливает визуальное восприятие, но, в первую очередь, символизирует принципиальную борьбу между классами, между силой и беспомощностью. Фильм изобилует и другими символическими образами. Их примерами являются машина «Молох», новая Вавилонская башня и робот Мария (эту роль и роль женщины Марии исполняет немецкая актриса Бригитта Хельм). Каждый из них отражает тему классовой борьбы, человеческой идентичности и взаимодействия человека с технологиями. По сути, эти символы выступают в качестве инструментов репрезентации мировоззренческих парадигм, формируя тем самым и взгляды на них зрителей. Семиотический анализ подчеркивает многослойность «Метрополиса» и показывает, как знаки и символы, важные в формировании идеологических и культурных смыслов и в коммуникации между фильмом и его аудиторией, функционируют в кинематографическом тексте, создавая сложные сообщения. Фриц Ланг мастерски использует символы и метафоры для передачи идеологических сообщений. Уже указанная выше машина «Молох» может быть представлена в качестве метафоры индустриализации, которая пожирает жизни рабочих, в то время как Мария символизируют борьбу за душу общества в эпоху технологического доминирования. Резиденция Джона Фредерсена (главное здание города и аллегория на Вавилонскую башню) может служит метафорой стремления к безграничной власти и контролю, но в то же время и недопонимания и разделения между людьми. Образы и символы в «Метрополисе» несут также и идеологическую нагрузку, отражая социальные противоречия и вопросы человеческого

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=