Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г
12 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. Освенцим навсегда останется мрачным символом моральной катастрофы, а Ламбарене – воплощением мужества и самоотречения. В коротком, но емком произведении «Понятие Бога после Освенцима. Еврейский голос» («Der Gottesbegriff nach Auschwitz. Jüdische Stimme», 1984), к сожалению, недоступном на русском языке, Йонас осуждает этическое безразличие человека, на котором лежит ответственность за свою собственную жизнь, за каждое живое существо и за восстановление божественного образа, искаженного Освенцимом. Узнав о белом докторе из Ламбарене, тысячи людей ринулись в Африку, рискуя здоровьем, забыв о том, что «Ламбарене» каждого из нас – рядом, и что личный пример – не просто важный, а порой единственный способ изменить человека. «Поступай так, чтобы последствия твоего действия находились в согласии с непрерывностью подлинной, осмысленной, человеческой жизни как жизни среди жизни, которая хочет жить» ( Н. П. ). Так мог бы звучать синтетический категорический императив, ставший итогом этических поисков XX века. Выводы. Анализ ряда этических концепций, ставших ответом на вызовы современной цивилизации, позволяет сделать вывод о новой популярности проблемы императивности морали. Жизнь и творчество выдающихся мыслителей XX века (А. Швейцера, В. Франкла, Г. Йонаса) стали примером нравственного мужества на фоне страшных событий, изменивших мировоззрение всего человечества. Новый императив, реконструированный в данной статье, строится на базовых этических категориях – жизнь, смысл и ответственность. Он является продолжением кантовского категорического императива, ставшего образцом универсального морального закона. Литература 1. Гаджикурбанова П. А. Страх и ответственность: этика технологической цивилизации Ганса Йонаса // Этическая мысль. 2003. Вып. 4. С. 161–178. 2. Петрицкий В. А. Благоговение перед жизнью – императив будущего // Вестник Санкт-Петербургского университета культуры и искусств. 2016. № 2. С. 29–32. 3. Франкл В. Человек в поисках смысла / пер. с англ. и нем., общ. ред Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с. 4. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы: на пути к либеральной евгенике? М.: Весь Мир, 2002. 143 с. 5. Циолковский К. Э. Гений среди людей. М.: Мысль, 2002. 542 с. 6. Böhler D. Diskursethik und Menschenwürdegrundsatz zwischen Idealisierung und Erfolgsverantwortung // Zur Anwendung der Diskursethik in
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=