Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г
120 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. существования. Например, городской ландшафт, персонажи-медиаторы в лице Марии, Фредера (Густав Фрёлих) и Ротванга (Рудольф Кляйн-Рогге), а также готические элементы визуального стиля усиливают драматизм и создают атмосферу ужаса, безусловно усиливая эмоциональное воздействие на зрителя. В это же время, различные аллегории и метафоры фильма критикуют социальное неравенство и эксплуатацию, подчеркивая дегуманизацию под давлением технократии, т.е. гипотетического общества, построенного на принципах меритократии, в котором власть принадлежит научно-техническим специалистам. Идея о полезности передать управление обществом отдельной категории людей – носителям знания, философам – впервые встречается еще у Платона в труде «Государство», где он говорил о важности разделения труда для эффективного функционирования государственной системы [9, с. 271]. Платон утверждал, что каждый индивид должен сосредоточиться на своей профессии или ремесле, что, по его мнению, позволяет максимально использовать потенциал каждого человека и формировать гармоничное общество. Однако в дальнейшем эти его представления вызвали серьезные вопросы о свободе выбора и индивидуальных правах человека. Современный социокультурный дискурс не мыслим без упоминания того, что каждый человек имеет право заниматься тем, чем хочет, и следовать своим интересам и увлечениям, что принуждение к узкой специализации подавляет творческий потенциал и ограничивает личностное развитие. Кроме того, жесткая структура подавления индивидуальности приводит к социальным напряжениям и недовольству. В футуристическом «Метрополисе» как раз и показана такая система, разделяющая общество на два класса – властный верхний и трудящийся нижний, что чревато мощным социальным конфликтом. Ланг использует яркую символику для передачи его силы, например, гигантские фабрики и машины, которые указывают на монструозность технократической власти, а персонажи Фредер и Мария представляют различные идеологические позиции, сталкивающиеся на фоне социокультурных противоречий. Декорации, освещение, монтаж – все в фильме нацелено на то, чтобы создать и передать атмосферу эмоциональной и физической напряженности, которая вызвана принципиальным конфликтом между отдельными людьми и целыми классами. Грамотно выстроенные символы и образы свидетельствуют о гармонии формы и содержания в фильме. Выразительные средства кино – планы, ракурсы, декорации, грамотное освещение – умножают значимость тех или иных символов на экране, а монтаж и ритм дополнительно создают напряженную атмосферу повествования, отражающую драматизм создавшегося конфликта. Все вместе углубляет содержание и усиливает эмоциональное воздействие на зрителя. [10, с. 112–115]. Обогащает семиотическую плотность «Метрополиса», позволяя зрителям также устанавливать связи между различными культурными
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=