Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г
121 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. текстами, присущая фильму интертекстуальность, – в ленте Ланга присутствуют отсылки к библейским историям, мифологии и литературе. И зрители, используя свои знания в идеологической, в религиозной, вообще, в духовной сфере, активно участвуют в декодировании этих знаков и символов, что делает просмотр фильма уникальным культурным опытом, а не простым развлечением. Так, Молох отсылает к древнему верховному божеству палестинцев и карфагенян, правитель Фредерсон ассоциируется с масонством, поскольку держит циркуль – символ бога как великого архитектора, в фильме говорится о семи смертных грехах, фигурирующая в ленте героиня Мария самим именем отсылает к богоматери, а образ Фредера, сына правителя города, спускающегося в подземный мир рабочих, ассоциируется с Христом, спустившемся с небес. «Метрополис» представляет сложную сеть социальных, экономических и политических идей, актуальных как во времена Веймарской республики, так и в современном нам обществе. Он демонстрирует разные социальные группы, которые либо поддерживают, либо критикуют доминирующие властные структуры, отражая тем самым идеологическое напряжение Германии времен Веймарской республики. Интерпретация взаимодействия различных социальных классов в фильме служит своеобразным комментарием к социальной структуре того времени. Так, исследуя конфликт между рабочим классом и правящей элитой, иными словами, классовую борьбу, фильм Ланга тем самым репрезентирует черты капиталистического общества. Фильм несомненно критикует угнетение рабочих и технократическую власть, как будто бы стремящуюся все время к определенной степени гармонии, но не обретающую ее. Культурный контекст эпохи, когда снимался «Метрополис», отличался стремлением к модернизации и технологическому прогрессу, индустриализацией и урбанизацией. И в фильме это отражено в архитектуре Метрополиса, которая сочетает в себе элементы арт-деко и экспрессионизма, которые во многом служат маркерами культурных особенностей того времени. «Метрополис» демонстрирует, как технологические инновации влияют на культурные практики и социальные взаимодействия, приводя к возникновению новых социальных классов и культурных идентичностей. Тем самым кинолента, созданная в сложный период жизни Веймарской республики, выходит за рамки простого отображения времени, она становится важным визуальным документом, отражающим культурную динамику этого периода и играющим ключевую роль в самоидентификации общества. Фильм также выражает опасения по поводу потери человечности, духовности и индивидуальности в условиях механизированного общества. Через образы и сюжетные повороты «Метрополис» стимулирует зрителя к рефлексии о неоднозначном влиянии технологий на культурные ценности, человеческие отношения и собственное «Я».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=