Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г

122 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. Лента Фрица Ланга, выходя за рамки простого отражения реальности, активно участвует в ее конструкции, поскольку это произведение не только создает свою версию реальности, но моделями социальных отношений и идеологии, представленных на экране, формирует сознание зрителя. Использование киноязыка, символов и образов в «Метрополисе» включает зрителя в дискурсивные практики и формирует культурную память. Это вписывается в более широкий дискурс о модернизации и индустриализации, что способствует распространению определенных взглядов и убеждений, актуальных как для той эпохи, так и для нашего времени. Так, деятельность изобретателя Ротванга, создавшего механического человека – Лже-Марию, заставляет вспомнить о трансгуманизме, утверждающем, что человек не является последним звеном эволюции, а способность этого андроида увлечь массы наводит на мысли о манипуляции общественным сознанием современными «звездами», сеющих откровенную аморальность ради того, чтобы элита цепко держала в своих руках массу. В общем, в картине много идейных посылов, которые трактуются по-разному, но предвидение нацизма там налицо: изображение тоталитарного режима, где воля многих подавляется диктатором, явление толпы людей-винтиков, исполняющих его волю, критику провокационных призывов к бунту, и покорности и ожидание милости от хозяина, – в этом смысле даже главный слоган фильма – «Посредником между головой и руками должно быть сердце» можно трактовать не только как утопический призыв к гармонии общественных отношений, но и как к смирению. Таким образом, «Метрополис», являясь ярким художественным произведением, предлагая кинематографические выразительные средства и приемы, несет в себе глубокую идеологическую и мировоззренческую нагрузку, ключевые символы и образы картины представляют сопряжение идейного и художественного, что позволяет нам сделать вывод, что это произведение является не только сугубо эстетическим продуктом, но и серьезным идеологическим заявлением, отражающим социальные и политические проблемы эпохи и являющимся актуальным для современного человека – как зрителя, так и ученого-гуманитария, которого фильм вдохновляет на глубокое исследование, например, на критическое переосмысление социальных реалий, осмысление влияния идеологии на личную и общественную идентичность. «Метрополис», благодаря гармонии художественной формы и актуального содержания продолжает вызывать дискуссии и оставаться актуальным вплоть до сегодняшнего дня. Комментарии 1. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. 1536 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=