Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г
125 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. Д. С. Дроздов Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского СОЦИАЛЬНАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ Н. Ф. ФЕДОРОВА В статье анализируется социальная и философская среда формирования мировоззрения Н. Ф. Федорова. Отмечается, что ранние интересы к литературе, науке и религии стали основой для его последующих размышлений о жизни, смерти и смысле человеческого существования. Мыслитель был вдохновлен реформами Александра II, но критиковал революционный радикализм и секуляризм. Федоров видел в религии и науке важные факторы в формировании морали и этики, стремился создать более справедливое и гуманное общество, где люди могли бы жить в гармонии с природой и друг с другом. Важную роль в становлении философских взглядов Федорова сыграли его встречи с В. С. Соловьевым и Л. Н. Толстым. Он взаимодействовал с представителями разных философских школ, принимал участие в дискуссиях и семинарах. Федоров столкнулся с критикой и оппозицией со стороны различных интеллектуальных и религиозных кругов – представителей традиционного православия, консерваторов, материалистов, позитивистов и марксистов. Разносторонние обсуждения, в которых участвовал Федоров, помогли ему сформировать свою позицию и укрепили убежденность в необходимости объединения науки и религии для достижения общего блага. Ключевые слова: Н. Ф. Федоров, философия, мировоззрение, бессмертие, философия общего дела. D. S. Drozdov Tsiolkovsky`s Kaluga State University (Kaluga, Russia) THE SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ENVIRONMENT OF N. 1F. FEDOROV'S WORLDVIEW FORMATION The article analyzes the social and philosophical environment of N. F. Fedorov's worldview formation. The author notes that philosopher’s early interests in literature, science and religion became the basis for his subsequent reflections on life, death and the meaning of human existence. Alexander II's reforms inspired the thinker, although he criticized revolutionary radicalism and secularism. Fedorov saw religion and science as important factors in building morality and ethics, and sought to create a more just and humane society where people could live in harmony with nature and with each other. Fedorov's meetings with V. S. Solovyov and L. N. Tolstoy played an important role in the formation of his philosophical views. He interacted with representatives of various philosophical schools, took part in discussions and seminars. Fedorov faced criticism and opposition from various intellectual and religious circles — representatives of traditional Orthodoxy, conservatives, materialists, positivists and Marxists. The diverse discussions in which Fedorov participated helped him to form his position and strengthened his conviction of the need to combine science and religion to achieve the common good. Keywords: N. F. Fedorov, philosophy, worldview, immortality, philosophy of the common cause. DOI 10.22405/2304-4772-2025-1-125-136
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=