Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г

127 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. предводитель Тамбовского дворянства, сумел определить его в Ришельевский лицей, одно из лучших учебных заведений того времени в России. Будущий философ очень много читал, при этом он обладал уникальным свойством, фотографической памятью, буквально запоминая все прочитанное. В процессе обучения он познакомился с различными философскими течениями, включая идеализм и материализм, начал активно изучать работы Гегеля и Шопенгауэра, интересоваться вопросами религии и морали. В 1851 году Н. Ф. Федоров начал работать преподавателем. Педагогическая деятельность позволила ему глубже понять образовательные и социальные проблемы своего времени. Очень рано у него сложились основные концепции его философских взглядов, то, что позднее назовут «Философией общего дела». Н. Ф. Федоров стремился внедрить свои философские идеи в образовательный процесс [6, с. 109]. Он осознанно работал в различных учебных заведениях, в том числе в уездных училищах (например, в Боровске), осознанно поставив перед собою задачу устного распространения своих идей. Его подход к обучению основывался на необходимости развивать у обучающихся, не только интеллектуальные, но и моральные качества. Наконец, он начинает работать в публичных библиотеках Москвы. Сначала в Чертковской, а, позднее в читальном зале Румянцевской библиотеки Дома Пашкова смотрителем. Философ преклонялся перед печатным словом, перед книгами. Он полагал, что они содержат величайшую ценность – знания. Знания, поэтому, грешно распространять за деньги. Люди должны владеть знаниями бесплатно. Свою роль он видел в том, чтобы знания распространять среди образованной элиты общества, бесплатно знакомя людей со своими философскими концепциями. Н. Ф. Федоров был частью московского интеллектуального философского круга, где обсуждались актуальные вопросы науки, религии и морали. Он был связан с общественными организациями, которые занимались вопросами образования, науки и благотворительности. Мыслитель был известен своей активной общественной жизнью и участием в различных проектах, направленных на улучшение жизни людей. Н. Ф. Федоров вырос в период реформ Александра II, который пытался модернизировать Россию и привести ее в соответствие с европейскими стандартами [7]. Это время было отмечено отменой крепостного права, реформой судебной системы, введением местного самоуправления и развитием образования. Н. Ф. Федоров был вдохновлен этими реформами, видел в них возможность для России стать более прогрессивной и гуманной страной. Проект «общего дела» по мнению мыслителя, должен был стать неким духовным и философским центром, который объединит неравнодушных людей. В конце XIX века в России возникло революционное движение, которое было вдохновлено идеями Маркса, Нечаева, Добролюбова и Писарева и других революционных мыслителей [20]. Н. Ф. Федоров был знаком с этими идеями и даже поддерживал некоторые из них, но критиковал революционный

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=