Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г

128 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. радикализм, считая, что он может привести к насилию и хаосу. Н. Ф. Федоров предпочитал эволюционный подход к изменению общества, основанный на просвещении и сотрудничестве. Прежде всего, духовное совершенствование человечества, развитие религиозных чувств, науки и техники, что приведет к возникновению нового синтетического учения. Это было очень близко, на определенном этапе, к концепции В. С. Соловьева о «богочеловечестве». Как мы помним, Н. Ф. Федоров и В. С. Соловьев одно время находились в очень близких, дружественных отношениях. В России конца XIX века наблюдалось религиозное возрождение, которое было связано с ростом интереса к православию и другим религиям. В то же время, этот период был отмечен в среде русской интеллигенциями тенденциями к «богоискательству», созданию альтернативных православию религиозно – философских концепций («теософия» Блаватской, «антропософия», объединения идей христианства с коммунистическими и социалистическими идеями). Н. Ф. Федоров был глубоко религиозным человеком, считал религию важным фактором формирования морали и этики. Он критиковал секуляризм и материализм, считая, что они могут привести к упадку морали и общественного порядка. Но, в то же самое время, допускал возможным симбиоз православия с наукой и техникой, для реализации религиозных концепций. В этот период времени в России усиливались дискуссии о роли религии и науки в жизни общества, что также отразилось на философских взглядах Н. Ф. Федорова [1, с. 15]. Он стремился объединить эти два аспекта, считая, что наука и религия должны работать в гармонии для достижения общего блага. В его концепции общего дела проявляется желание преодолеть социальное разобщение и создать условия для совместного существования людей [8, с. 76]. Влияние всех этих факторов привело к формированию уникальной философской системы Н. Ф. Федорова, которая сочетает в себе элементы идеализма, религиозного мышления и социального служения. Его идеи о возможности достижения бессмертия посредством науки, техники, религиозной веры и коллективной ответственности стали основными аспектами его философских трудов [15-18]. Эти идеи продолжают вызывать интерес и обсуждение в современных философских кругах. Основные идеи, которые оказали влияние на мышление Н. Ф. Федорова, можно разделить на несколько ключевых направлений, активно обсуждавшихся в его время: идеализм, материализм и религиозная философия [23, с. 173-175]. Н. Ф. Федоров был глубоко впечатлен идеалистическими концепциями, особенно разработанными немецкими философами, в частности Гегелем. Идеализм с его акцентом на идею как первооснову реальности оказал значительное влияние на понимание философом человеческого существования и места личности в мире. Идеал как «категорический императив» у И. Канта необходим, как для человека, так и для общества. Это недостижимый идеал, определяющий цели нашего бытия. Это вечное руководство к действию. Н. Ф.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=