Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г

129 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. Федоров считал, что идеалы должны стать основой для практической деятельности человека и общества, и именно через стремление к идеалам можно достичь морального и духовного совершенства. В то же время Н. Ф. Федоров не мог игнорировать материалистические тенденции, которые становились все более популярными в его время [5, с. 27- 28]. Он критически относился к материализму, считая его недостаточным для объяснения глубинных вопросов о жизни и смерти, возможности достижения блаженства, нравственному совершенству. Однако он также признавал важность научного подхода и стремился интегрировать научные открытия в свою философию. Н. Ф. Федоров считал, что наука и религия могут сосуществовать и дополнять друг друга в поисках истины, более того, такой союз необходим. Религиозные идеи, особенно христианские, сыграли центральную роль в философии Н. Ф. Федорова. Он рассматривал христианство как основу для понимания человеческой природы, моральных ценностей и источник этических принципов, необходимых для построения гармоничного блаженного, совершенного общества. Для выполнения «сыновнего долга» перед праотцами. Н. Ф. Федоров подчеркивал важность любви, милосердия и единства, которые являются центральными темами в христианстве. Одним из основных, определяющих концептов религиозной философии Н. Ф. Федорова было стремление к преодолению смерти, достижению вечной, блаженной, совершенной жизни [4, с. 167-168]. Он считал, что христианская идея воскрешения всех умерших предков (праотцов) является ключом к пониманию человеческого существования. Н. Ф. Федоров верил, что человечество должно объединиться для достижения этой цели, преодолевая физическую смерть и стремясь к духовному и телесному бессмертию. Он видел в этом возможность для создания нового, более совершенного общества, к Царствию Божьему. Это понимание бессмертия выходит за рамки индивидуального существования, что отражает его философию общего дела. Н. Ф. Федоров считал, что только совместная работа и взаимопомощь могут привести к улучшению условий жизни и преодолению страданий (без войн, голода, страданий и смерти). Эта идея стала основополагающей в его трудах и продолжает оставаться актуальной в современных дискуссиях о социальной ответственности и этике. Важную роль в формировании философских взглядов Н. Ф. Федорова, особенно в вопросах о бессмертии и моральной ответственности, сыграли его встречи и общение с философами и писателями, такими как Н. Н. Страхов, В. С. Соловьев и Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский Влияние В. С. Соловьева, который подчеркивал важность любви как высшего принципа, и возможность возникновения новой генерации людей «богочеловечества», отразилось в стремлении Н. Ф. Федорова к созданию гармоничного общества [15]. Л. Н. Толстой, со своей стороны, вдохновил Н. Ф. Федорова на размышления о

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=