Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г
130 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. моральной ответственности и необходимости служения людям на основах христианской морали (идеи «непротивления злу»). Эти отношения с современниками способствовали формированию уникальной философской системы Н. Ф. Федорова и углублению его размышлений о вечной жизни, морали, коллективной ответственности и коллективном существовании. В. С. Соловьев известен своими идеями о всеединстве и любви как высшей ценности [13-14]. Он подчеркивал, что истинное понимание человеческой природы возможно только через духовное единство, а любовь трактовал как высший принцип бытия человечества. Н. Ф. Федоров воспринял эти идеи и развил их, сделав акцент на коллективной ответственности человечества за своих предков и потомков. Дружба с В. С. Соловьевым и Л. Н. Толстым отразилась в идеях Н. Ф. Федорова о коллективном спасении, вдохновило на размышления о том, как любовь и единство могут служить основой для создания гармоничного совершенного, блаженного общества. Л. Н. Толстой, известный своими моральными и религиозными исканиями, вдохновлял Н. Ф. Федорова на размышления о служении человечеству и необходимости моральной ответственности [10]. Несмотря на некоторые различия в подходах, общая ориентация на этические и духовные вопросы сближала философов. Н. Ф. Федоров искренне восхищался Л. Н. Толстым как глубоким оригинальным мыслителем, великим писателем, который стремится к социальной справедливости и моральной чистоте. Эти концепции побудили его разработать собственные идеи о коллективной ответственности перед предками и потомками, которые Л. Н. Толстой в целом разделял, хотя и считал, что истинная вера должна быть простой и доступной, в отличие от сложных метафизических конструкций. Необходимо добавить, что Н. Ф. Федоров взаимодействовал с представителями других философских школ, включая представителей русской религиозной философии [3, с. 22]. Он принимал участие в философских дискуссиях и семинарах, где обсуждались важные вопросы о роли религии и науки в жизни общества. Несмотря на объективное влияние, которое идеи Н. Ф. Федорова оказали на современную ему философскую мысль, он столкнулся с критикой и оппозицией со стороны различных интеллектуальных и религиозных кругов. Некоторые представители традиционного православия, включая С. Н. Булгакова, воспринимали его идеи как слишком радикальные и даже еретические [21, с. 134-135]. На этих же позициях стояло и стоит Православное богословие. Воскрешение умерших, это мистический процесс, который произойдет после второго пришествия Иисуса Христа, Армагеддона, и тысячелетнего Христова царствования на Земле. Его акцент на научном подходе к вопросам веры и стремлении к физическому бессмертию вызывал недовольство у религиозных философов, которые считали, что вера должна основываться на духовном, а не научном понимании. Иначе это является ересью, т.е. нарушением одного из Догматов Христианства. А. А. Блок
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=