Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г
131 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. критиковал Н. Ф. Федорова за его рационализм и попытку систематизировать духовные вопросы. Федоровское понимание воскресения как коллективного процесса встречало отпор приверженцев индивидуалистического и религиозного взгляда на спасение. Консервативные и традиционалистские мыслители считали идеи Н. Ф. Федорова слишком радикальными и противоречащими традиционным представлениям о религии и морали [24, с. 89-90]. Они утверждали, что его утопические и еретические взгляды не соответствуют реальности человеческой природы и социальной жизни. Философ и политический мыслитель И. А. Ильин указывал, что в идеях Н. Ф. Федорова излишен акцент на коллективных идеях и утопизме. Он считал, что истинное развитие общества должно основываться на индивидуальной ответственности и моральных ценностях. Н. А. Бердяев, хотя и разделял некоторые идеи Н. Ф. Федорова о духовности и бессмертии, критиковал его за недостаточную философскую глубину и утопизм. Он утверждал, что Н. Ф. Федоров не учитывает трагизм человеческой жизни и свободу воли. Ряд философов-современников критиковал Н. Ф. Федорова за синтез науки и религии. Материалисты и позитивисты отвергали его идеи о духовном бессмертии и воскрешении, считая их ненаучными и основанными на метафизических предпосылках. Они подчеркивали, что наука должна основываться на эмпирических данных и фактах, а не на религиозных догмах. Философ и социолог А. А. Зиновьев критиковал Федорова за его идеалистические представления о будущем человечества, утверждая, что они не учитывают реальных социальных и экономических условий. В начале XX века идеи Федорова также подвергались критике со стороны марксистов, включая Г. В. Плеханова, которые считали его философию идеалистической, не соответствующей материалистическому пониманию истории и общества [12, с. 216]. Они отвергали его утопические представления о будущем и коллективном преодолении смерти, считая их неосуществимыми в условиях реальной социальной борьбы. Необходимо отметить, что ближайший друг Н. Ф. Федорова, В. С. Соловьев, в скором времени увидел еретическую сущность концепции всеобщего воскрешения у Н. Ф. Федорова. Это привело к прекращению их дружбы. Таким образом, социальные условия, в которых жил Н. Ф. Федоров, оказали значительное влияние на его философию. Его детство и юность проходили в условиях, когда Россия находилась на пороге значительных социальных и культурных изменений. Это время было отмечено тенденциями позитивизма в философии, ростом интереса к науке, технике, философии, к вопросам религии и духовности. Н. Ф. Федоров видел в религии и науке важные факторы в формировании морали и этики, стремился создать более справедливое и гуманное общество, где люди могли бы жить в гармонии с природой и друг с другом. Он акцентировал внимание на моральной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=