Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г

138 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. Актуальность исследования. Вопросы истории культур, их миграции и контактов в древности, являются важными и актуальными для формирования понимания распределения ареалов присутствия культур на тех или иных географических территориях. Нахождение связей, отдалённых от севера, территорий, с наследием скандинавской культуры, выглядит подтверждением общей идеи движения протоскандинавской культуры с юго-востока на северо- запад. Целью статьи является культурологическое изучение локальной топонимии ареала Верхней Волги как наследия культуры, отражённой в словах текстов «Младшей Эдды» и «Старшей Эдды». Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач : - провести анализ мнений по вопросу миграции культур и влияния культур друг на друга; - выявить совпадения в названиях рек, вытекающих из озёр, и наличие поблизости от озёр населённых пунктов с определённым названием; - выявить совпадения текста «Эдд» и топонимии; - проанализировать возможность связи культур, сформировавших эти названия, закрепившиеся в топонимии местности. - сравнить характер формирования водной массы озёр и истока рек (с точки зрения носителя культуры) со словами текста «Эдд», используя тексты как зафиксированное устное наследие прошлой культуры; - дать культурологическую рефлексию материала «Эдд» на культуру, находящуюся в древности в ареале Верхней Волги. В научном мире присутствуют идеи о возможности перемещения древних культур или их влияния, с юго-востока на северо-запад. Отмечены как признаки влияния друг на друга культур, разделённых довольно большим расстоянием, так и совпадения в их культурном наследии. А. Ю. Митрофанов пишет: «Специалисты допускают факт влияния сибирского (гуннского) шаманизма на религиозные верования древних скандинавов» [18, с. 40]. В. А. Крестовников пишет: «Имя праиндоевропейского бога погоды и грозы реконструируется как “Перквунос” и хорошо сохранилось в балтском, славянском, хеттском и ведическом пантеоне. В германо-скандинавской традиции фигура громовержца сохраняется, но переосмысляется его имя (Тор- Донар, “гром”)» [10, с. 229]. А. С. Иликаев и Р. Г. Шарипов пишут: «Сюжет о водоносе, один из вариантов которого присутствует в “Младшей Эдде” имеет чрезвычайно широкое распространение в Азии и Европе» [9, с. 35]. Ю. Е. Березкин пишет о «сталкивающихся горах/скалах» в текстах различных культур, выделяя олонецкую былину, башкирский эпос, скандинавский текст про скалы Хнитбьёрг [3, с. 116]. А. С. Иликаев и Р. Г. Шарипов приводят и более интересные совпадения: «У башкир представлен… миф о том, как

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=