Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г
139 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. связанные спинами косули (фактически восьминогое животное, подобное скандинавскому Слейпниру…) были заброшены… на луну. Они там… убегают от погнавшегося за ними волка. В последнем… можно отметить перекличку с эддическим сюжетом о погоне чудовищного волка за луной» [9, с. 34]. Проводятся сопоставления тех или иных современных или утративших свою идентичность, народов, неким более ранним народам. А. М. Харитонов пишет: «Народ же ванов некоторые исследователи пытались сопоставлять с возможными историческими предками славян венедами» [30, с. 71]. О. А. Матвейчев пишет: «Территорией первоначального проживания ранних славян (“венедов”) Ломоносов считал Трою и Мидию» [16, с. 108]. А. Ю. Лустенко пишет: «…франки также считали себя потомками троянцев…» [14, с. 76]. Нередко прослеживаются знания об очень удалённых народах или местности. Т. Н. Джаксон пишет, что Э. Марольд, издатель поэмы Эйлива Годрунарсона, «…трактует гидроним Gandvík как “Белое море”» [6, с. 348]. Нахождение изначальной культуры, отразившейся позже в скандинавских текстах, может быть в ареале, расположенном к югу и юго- востоку от Скандинавии. А. Ю. Митрофанов пишет, что «…исторический прототип Одина… вполне мог ходить в походы… сражаться пешим, например, в горных районах Крыма или Кавказа. Наконец, гигантский змей Йормунганд, обитающий согласно “Младшей Эдде” (Snorra Edda) в океане Мидгард, может быть, как скальдической интерпретацией хтонического индоевропейского змеиного божества, так и персонажем заимствованного через сарматское посредничество скифского змеиного культа» [18, с. 41]. В. И. Щербаков в своих работах предполагает реальное существование города Асгард на территории Древней Парфии [34; 35]. О. Н. Шадрина пишет: «В. И. Щербаков выдвинул следующую гипотезу: первоначальный Асгард, в котором жили герои скандинавских мифов — Один, Тор, Бальдр, Фригг и др., реально существовал в Древней Парфии» [32, с. 104]. Е. О. Заляева пишет: «В работах В. И. Щербакова детально изучены миграции асов, подробно описаны путь следования Одина, взаимоотношения асов и ванов, их совместный вклад в формирование современных скандинавских народов» [8, с. 172]. Если допустить реальным формирование на территории Древней Парфии культуры, которая позже переместилась к Северной Европе до территории Скандинавии, то некоторая часть маршрута носителей культуры могла проходить по берегам Волги – ведь Страна Ванов лежала к западу от Страны Асов [24, с. 4]. Также направление на Страну Ванов указано к западу и от Мидгарда. С. С. Хусаинова пишет: «Ваны – боги плодородия, которые обитают в Ванахейме – мир, находящийся к западу от мира людей, от Мидгарда… Связь с реальным миром также прослеживается в местоположении страны саксов, которая находится по соседству к Ванахейму, а также рядом с Новгородской землей – Гардарикой (название русской земли)» [31, с. 19]. В скандинавской саге написано про маршрут Одина: «Он отправился сначала на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=