Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г
140 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. запад в Гардарики, а затем на юг в Страну Саксов» [24, с. 5]. Наследием культуры, мигрирующей из Древней Парфии (по В. И. Щербакову), можно считать скандинавские тексты «Младшая Эдда» и «Старшая Эдда». Скандинавская культура окончательно сложилась в северном ландшафте, но в ней должны были сохраниться следы более ранней культуры. В. А. Крестовников пишет: «…праиндоевропейская дубина или палица трансформируется в молот Мьёлльнир» [10, с. 229]. «Младшая Эдда» и «Старшая Эдда» были составлены из устного культурного наследия. Т. В. Топорова пишет, что «Младшая Эдда» датируется «…1222–1225 гг. (списки начала XIV в. и более позднего времени)» [27, с. 1148]. Е. О. Заляева пишет об эддических поэмах: «…большинство поэм относилось к устному народному творчеству до того, как были переложены на бумагу» [8, с. 170]. Ю. К. Кузьменко пишет: «…термином “составить сагу” обозначает свою деятельность и Снорри Стурлусон» [13, с. 1849]. А. Гуревич пишет: «Типологическое сопоставление “Старшей Эдды” с другими памятниками эпоса… заставляет отнести ее генезис к весьма отдаленным временам… более ранним, чем начало заселения Исландии скандинавами в конце IX – начале X века» [2, с. 16]. В «Эддах» мы видим отражение бесписьменной культуры, формирование которой уходит вглубь веков. Передача информации через поколения носителей, как и влияние разнообразных культур на легенды и саги – всё это отразилось на устном творчестве и изменило его. Текст имеет вставки из наследия совершенно разнообразных культур. О. А. Матвейчев пишет: «В прологе к “Младшей Эдде”… пересказ христианской легенды о сотворении мира и появлении человечества... боги скандинавского пантеона были потомками правителей Трои... родился Один, и было ему пророчество, “что его имя превознесут в северной части света” …Один повел свой народ на север…» [16, с. 105]. Если культура перемещалась, а её носители как сами проживали на новых территориях, так и влияли на проживающих там людей, то в ландшафте на пути перемещения культуры могли остаться её следы в виде топонимов. Ведь вся наблюдаемая нами топонимия – это отражение культур более ранних населений. А. Р. Аюбов пишет: «Топонимическая система – это отражение элементов материальной и духовной культуры различных народов, которые сохранились на протяжении многих веков. Топонимы в качестве реликтового наследия минувших поколений до нас без изменения донесли важные исторические события, элементы духовной культуры, в том числе обрядов и ритуалов, религиозных верований» [1, с. 54]. Следует учитывать, что следы наследия очень древних культур могли остаться в топонимии в исключительно малых количествах. Топонимия у Верхней Волги позволяет нам увидеть следы наследия той культуры, которая мигрировала в сторону Северной Европы. В современных Вологодской, Костромской, Ярославской, Владимирской, Московской,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=