Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г

144 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. á Vínubakka» [26, с. 394]. Есть и противоположные мнения. С. К. Кузнецов пишет: «Реку Вину трудно отождествлять непременно с Сев. Двиной: это могла быть и другая совершенно река…» [12, с. 90]. Можно попробовать осторожно обрисовать некоторые детали той культуры. Учитывая, что христианство пришло гораздо позднее, несомненно, это была языческая культура, в которой развито поклонение множеству богов. Нельзя обойти вниманием местность около Галичского озера, особенно в связи с мнением П. П. Свиньина о наличии рядом с этим озером храма, в котором поклонялись богу Туру [23, с. 104]. В скандинавских текстах сказано, что наполнение подземного источника идёт посредством падения влаги с рогов оленя (олень Эйктюрнир) [28, с. 281]. Холмы и «горы» около Галичского озера могли бы восприниматься огромными рогами оленя, лежащими на земле. Но в скандинавских текстах рога не сброшены оленем на землю. Вероятнее всего, носитель культуры представлял, что животное находится на небесах, откуда «с его рогов» влага стекает (капает) вниз, и этим пополняется общий запас воды под землёй. Такое объяснение требует наличия в культуре образа мифологического оленя, Небесного оленя. Этот образ должен был сложиться на основе наблюдения за «земным» диким оленем в природе. Присутствие оленя в этой местности не стоит отрицать, олень покинул Поволжье довольно поздно. В. В. Гасилин и П. А. Косинцев пишут про регион Урало-Поволжья: «В XIX в. в результате сжатия ареала из региона навсегда исчезли северный олень и кулан и на две трети столетия – лось» [5, с. 109]. Про охоту людей на животных В. И. Фертиков пишет следующее: «Примерно с IV тысячелетия до н. э… в лесах Центрального региона вновь появился северный олень, на которого охотились племена, продвигавшиеся по левым притокам Волги в северном и северо- западном направлениях» [29, с. 205]. В. А. Крестовников пишет про имя божества Тор: «Этимология имени, предположительно, отсылает к высокой лесистой горе – месту почитания громовержца» [10, с. 229]. Если же в поклонениях этому божеству совершались жертвоприношения, то интересными видятся слова Е. А. Мельниковой, которая цитирует Адама Бременского, описывающего действия по привлечению «урожайных лет» скандинавами: «…именно раз в девять лет, по сообщению Адама Бременского, совершались грандиозные жертвоприношения, связанные с культом плодородия: «Если грозит голод или мор, они приносят жертву идолу Тора… Вот как происходит жертвоприношение. Из всей живности мужского пола приносится девять голов… Тела же этих животных развешиваются в близлежащей роще. Эта роща священна для свеонов, потому что, согласно поверью, благодаря смерти и разложению жертв ее деревья становятся божественными. Один христианин рассказывал мне, что видел в этой роще висевшие вперемежку тела собак, лошадей и людей, общим числом 72» [17, с. 25–26].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=