Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г
145 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. Что же можно сказать о той культуре и о географическом ареале? В культуре были отражены определённые верования и традиции, позже зафиксированные в устном творчестве, вошедшем в тексты «Эдд». Названия рек, вытекающих из некоторых озёр, расположенных в ареале Верхней Волги и Верхней Сухоны, удивительно похожи на названия рек, вытекающих из «подземного источника», упомянутого в текстах «Младшей Эдды» и «Старшей Эдды». В ареале присутствует характерная топонимия, дающая возможность культурологически связать наличие (в прошлом) обрядовых мест поклонения божествам, схожим с божествами северных языческих культур (село Туровское, деревни Туруково, Одинцово). Учитывая идеи о влиянии индоевропейских культур на культуры Севера Европы и миграцию носителей культур, можно допустить высокую вероятность схожести культур у людей, живущих у Верхней Волги, и тех людей, которые пронесли на север Европы тот мифологический образ мироустройства, который позже был записан в текстах «Эдд». Можно допустить, что носителями культуры наполнение «подземного источника» виделось как стекание (капание) влаги с рогов оленя. Вероятно, в культуре присутствовал образ мифологического небесного оленя. Вызывают трудности в определении как времени нахождения культуры в ареале, так и маршрута прихода культуры в ареал Верхней Волги и маршрута её ухода. По всей видимости, время перемещения этой мигрирующей культуры относится в далёкое прошлое. Культура предшествовала культуре меря, а культуры более поздних населений уже не испытывали её влияния. И. П. Зайцева пишет: «… славянская, в частности русская, культура не знает мифологического эпоса, подобного… германо-скандинавским “Старшей” и “Младшей Эдде”» [7, с. 229]. Видится уместным упомянуть слова А. М. Харитонова, который пишет: «Современные историки очень высоко оценивают роль поздних скандинавских сказаний в качестве исторических источников, но лишь до тех пор, пока они не начинают в корне противоречить воззрениям самих историков» [30, с. 69]. Эти слова можно применить не только к истории, но и к культурологии. Выводы. Можно с уверенностью сказать, что ареал около Верхней Волги таит в себе достаточное количество информации, интересной для культурологических исследований. Эта информация может пролить свет на вопросы формирования и смены культур населений, живущих у Верхней Волги, и на передвижения культур в этом ареале. Результатом исследований могут быть открытие связей этих культур с культурами, расположенными очень далеко в направлении от Верхней Волги на юго-восток и на северо-запад. На данный момент, по результатам анализа топонимии, видится возможным допустить нахождение в ареале Верхней Волги носителей ветви культуры, особенностью которой было наличие системы мироустройства, схожей с той, что позже была зафиксирована в текстах «Младшей Эдды» и «Старшей Эдды». Определить строгие рамки географии и времени нахождения этой культуры у Верхней Волги очень трудно. География может быть расширена как на северо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=