Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г
15 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. А. К. Судаков Институт философии РАН ФАКТУМ РАЗУМА И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В ФИЛОСОФИИ КАНТА Трансцендентальное сознание свободы, воспринимавшееся при рождении критической философии Канта как сугубо проблематическое сознание, в «Критике практического разума» получило название фактума разума: сознание способности самоопределения к действию в силу уважения к безусловному принципу практического разума есть здесь единственно доступный для человека путь познания своей свободы, а тем самым и сверхчувственного мира. При этом для того, кто все основывает на эмпирических принципах, эта свобода всегда есть нечто парадоксальное. В статье рассматриваются предпосылки и способ обоснования понятия о фактуме разума у Канта, в той форме, в которой сознание свободы мыслимо в свете философии трансцендентального идеализма. Дело в том, что именуемое Кантом «фактумом разума» сам философ оценивал как парадоксальное положение, – однако продуктивность этого парадокса уничтожается, если фактум начинают понимать не как достаточный мотив воли, момент моральной практики , а просто как верное сознание закона, момент этической теории . Однако подобное недо-разумение кантовской этики, при котором морально-практический фактум начинает трактоваться, по существу, как своего рода факт природы, а вследствие этого вся обосновываемая им практическая действительность рассматривается только как мир добродетельных максим воли в качестве объектов мысли, и постольку как универсум одного лишь сознания, имеет далеко идущие последствия. Интерпретирующий Канта таким образом может критиковать его за практическую пассивность умонастроения, но лишь потому, что, устранив момент практического («возможного через свободу») в основаниях , невозможно прийти к целостному понятию объекта разума также и в выводах . Ключевые слова: Кант, этика, практический разум, фактум разума, факт, свобода, моральный закон, моральный мотив, онтология морали. A. K. Sudakov RAS Institute of Philosophy (Moscow, Russia) THE FACT OF REASON AND THE PRACTICAL REALITY IN KANT’S PHILOSOPHY The transcendental consciousness of freedom, which at the birthtime of Kant's critical philosophy was perceived as a purely problematic consciousness, became in the Critique of Practical Reason the special title of a fact of reason: The consciousness of the ability of self- determined action by virtue of respect for the unconditional principle of practical reason is here the only way for a human being to know his freedom, and thereby the supersensible world. At the same time, for someone who bases everything on empirical principles, this freedom is always something paradoxical. The article examines the prerequisites and the justification method of such a notion of fact of reason (consciousness of rational freedom) in Kant, in a shape in which this consciousness is conceivable in the perspective of transcendental idealism. As a matter of fact, Kant himself perceived what he called a «fact of reason» as a paradoxical statement, – and yet the productivity of this paradox is destroyed if we come to understand the fact not as a sufficient
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=