Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г
22 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. действовать (бездействовать) именно таким образом. Субъект сознает себя свободным, поскольку сознает свою способность определяться к действию сознанием уважения к моральному закону, как необходимым и достаточным мотивом . В качестве примера Кант приводит здесь ситуацию человека, от которого его государь под страхом смертной казни требует лжесвидетельства против человека, честность которого этому человеку известна, но которого государь желает под любым предлогом умертвить [1, c. 408]. Честный образ действий предполагает в этой ситуации преодоление естественной любви к жизни во имя справедливости. «Сделал ли бы он это или нет, – этого он, быть может, сам не осмелился бы утверждать; но он должен согласиться, не раздумывая, что это для него возможно» (там же). Но если так, значит, такой человек «судит о том, что он может сделать нечто, именно потому, что он сознает, что он должен это сделать» (там же), и познает в себе свободу (автономию) воли. Не будь в нем сознания морального закона как объективной ценности, эта свобода осталась бы ему неизвестной. При значительном упрощении эти суждения Канта резюмируются в формуле «должен, значит, можешь». Нужно, впрочем, уточнить: сам философ прямо указывает, что речь не идет о фактической возможности действовать согласно определенной (морально приемлемой) максиме, ибо эта фактическая возможность может быть по многим причинам весьма сомнительной и аподиктических умозаключений не допускает; речь идет о морально-практической возможности действия по такой максиме, которая сознается субъектом как необходимая (как практический закон). Речь не идет даже о самом действии , а именно и только о максиме действия; речь не идет о естественном предмете воли и его объективной действительности , речь непосредственно идет только о максиме воли и ее объективной значимости как закона. Для пояснения этого различия Кант указывает на отличие постулатов от практических законов . Постулат есть практическое положение, содержащее в себе предположение, что «нечто можно сделать, если требуется, чтобы это было сделано» [1, c. 409]. Посредством полагаемого в постулате синтеза математик дает себе предмет и устанавливает его понятие, например, описывает круг, вращая в своем представлении линию вокруг точки [2, c. 228- 229 (В287)]. Постулат говорит мне, как нужно действовать, чтобы получить круг таким вращением, и потому имеет отношение не только к созерцанию, но и к практическому осуществлению, так что постулаты касаются существования (Dasein), – но постулат, например, никак не определяет исходную точку процедуры; поэтому постулаты геометрии имеют силу при определенном условии , они суть «практические положения, подчиненные проблематическому условию воли» [1, c. 409]. Постулат говорит: нужно действовать определенным образом, если это требуется для цели. Напротив, морально-практическое правило говорит: непременно (всегда и везде) «следует поступать
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=