Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г

37 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. Е. О. Олещенко Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина МИФОЛОГИЯ ГОРЫ В ФИЛОСОФСКОМ РОМАНЕ ТОМАСА МАННА «ВОЛШЕБНАЯ ГОРА» В статье раскрывается многоплановый образ горы в романе Томаса Манна «Волшебная гора», анализируемый в контексте мифологического, философского и литературного дискурсов. Гора рассматривается как сакральный символ, способный объединить мотивы ритуального восхождения, семиотического кода (В. Н. Топоров), хронотопа (М. М. Бахтин) и экзистенциально-религиозных интерпретаций (М. Элиаде, К. Г. Юнг). Показано, что «горное пространство» в романе сочетает в себе одновременно метафизическую вертикаль, подталкивающую героя к поиску высшего смысла, и историческую конъюнктуру, не позволяющую вечно оставаться «над» временем. Ганс Касторп, переживая болезни, чужие и свою психопатическую, столкновение с философскими, политическими и любовными конфликтами, переосмысливает собственное мировоззрение, осознавая трагичность бытия человека «здесь и сейчас» и неизбежность «спуска» в реальность «бытия к смерти». Статья подчёркивает, что именно в напряжении между сакральной дистанцией горы и жёсткой исторической детерминацией рождается подлинная зрелость персонажа, а также раскрывается универсальный характер «мифа о гор е » как архетипической модели человеческого опыта, преодолевающего любое г о ре. Ключевые слова: мифология горы, Томас Манн, «Волшебная гора», хронотоп, семиотический код, сакральная вертикаль, экзистенциальный опыт, М. Элиаде, К. Г. Юнг, В. Н. Топоров. Ye. O. Oleshchenko Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia (Belgorod, Russia) THE MYTHOLOGY OF THE MOUNTAIN IN THE PHILOSOPHICAL NOVEL ‘THE MAGIC MOUNTAIN’ BY THOMAS MANN This paper explores the multifaceted image of the mountain in Thomas Mann’s novel ‘The Magic Mountain’, focusing on its mythological, philosophical, and literary dimensions. The author considers the mountain as a sacred symbol that fuses ritual ascent motifs, semiotic structure (V. N. Toporov), the concept of chronotope (M. M. Bakhtin), and existential-religious interpretations (M. Eliade, C. G. Jung). The mountain space in Mann’s text combines a metaphysical vertical encouraging the protagonist’s search for higher meaning with historical reality that prevents him from eternally remaining above time. Through illness and confrontation with philosophical, political, and emotional conflicts, Hans Castorp reevaluates his worldview, recognizing the tragic nature of existence and the necessity of descending back into reality. The article underscores how genuine maturity arises from the tension between the mountain’s sacred distance and the unyielding currents of history, while also demonstrating the universal scope of the mountain myth as an archetypal model of human experience.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=