Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г

38 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. Keywords: mountain mythology, Thomas Mann, The Magic Mountain, chronotope, semiotic code, sacred vertical, existential experience, M. Eliade, C. G. Jung, V. N. Toporov. DOI 10.22405/2304-4772-2025-1-37-48 Мы неоднократно писали о специфике литературно-философского дискурса в наших публикациях: «Под философской прозой и поэзией («философско-художественная литературой») мы понимаем такой литературно- художественный жанр, в котором автор сознательно ставит и решает философские проблемы в форме художественных образов, обладая при этом вполне профессиональными знаниями и подготовкой для решения этой эстетической и экзистенциальной задачи. И таковыми оказываются многие писатели и поэты эпохи модерна, западного и российского… Художественная литература в культуре модерна и была ближайшим диалогическим партнёром философии» [10, с. 18; также см.: 9]. Особую роль в художественной литературе модерна играет осмысление философских проблем образными средствами, среди которых мифологическое сознание и темпоральные концепты занимают, наверное, ведущее положение даже среди экзистенциальных поисков и нравственных коллизий. В этом контексте уместным будет привести давнее высказывание Вяч. Вс. Иванова, замечательного отечественного лингвиста, филолога, культуролога и мифолога. «В ХХ веке проблема времени становится одной из центральных не только в естественных науках, – отмечал он, – достижения которых пробуют осмыслить философы, но и в науках о человеке. При этом можно установить известный параллелизм в подходе к времени в науке и в искусстве, где категория времени в ХХ веке приобретает особое значение и как тема, и как принцип конструкции произведения, и как категория, вне которой невозможно воплощение художественного замысла» [4, с. 189]. Сам учёный дал нам замечательные образцы семиотического исследования темпоральных концептов в архаических мифологиях, а в упомянутой статье ссылался на роман Т. Манна «Волшебная гора». Темпоральный и мифологический дискурс в их взаимосвязи применительно к философскому роману Томаса Манна в нашей науке впервые полно представил Е. М. Мелетинский. Он писал: ««Мифологизм» является характерным явлением литературы XX в. и как художественный прием, и как стоящее за этим приемом мироощущение (дело, конечно, не только в использовании отдельных мифологических мотивов) … Мифологизм повлек за собой выход за социально-исторические и пространственно-временн ы е рамки. Это могло, между прочим, проявляться и в известной релятивистской трактовке времени и частичной спатиализации («опространствление», от латинского spatium – пространство, – Е. О. О.) [8, с. 295-296]. К сожалению, к рассмотрению мифологизма и темпоральности в философском контексте романа Т. Манна «Волшебная гора» вслед за Е. М. Мелетинским и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=