Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г
51 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. множество социологических исследований, в которых указывалось медленное изменение религиозной жизни в Польше, нежелание переходить из одной конфессии в другую и низкий уровень атеизма в стране. По своей сути католическая вера и церковь как институт оставались культурным, социальным и семейным базисом у поляков на протяжении долгого времени. Так, Владислав Пивоварский отмечал, что после выхода Польши из лагеря социалистических стран и введение свободы вероисповедания в стране поляки просто вернулись к открытой поддержке церкви. В конце XX века он высказал идею, что атеизм в любой форме не вписывается в культурную действительность поляков и вредит ей [10 c. 13-15]. В подтверждении этого могут выступить социологические исследования, проведённые в первом десятилетии XXI века в которых отмечалось приверженность поляков к религии своих родителей, а также отсутствие массовых переходов между различными конфессиями или ухода в атеизм [11, с. 227]. Современный религиозный ландшафт, несмотря на свою монолитность ранее, показывает наличие изменений, которые сформировались за несколько десятилетий в польском общества. Так, если сравнить результаты двух переписей населения, которые были проведены в 2013 и в 2021 годах, можно увидеть определённые тенденции к пока ещё не массовой, но уже растущей секуляризации среди поляков. В переписи приняли участие соответственно в 2013 и 2021 году: 38 млн. 511,8 тыс. и 38 млн. 36 тыс. 118 человек, а ответы на вопрос о принадлежности к религиозной конфессии дали 35 151,4 тыс. (91,27%) и 30 212 506 (79,43%); отказались сообщить о своей религии – 2 733,8 тыс. (7,10%) и 7 807 553 (20,53%), а отсутствие принадлежности к какой-либо конфессии заявило – 2733,8 тыс. (2,41%) и 2 611 506 человек (6,87%). Принадлежность к католической церкви в 2011 год заявлено 33 млн. 728,7 тыс. (87,58%), а в 2021 году – 27 млн 121 тыс. 331 человек (71,30%), в Православную Церковь – 156,3 тыс. (0,41%) и 151 тыс. 648 (0,40%), Свидетелей Иеговы – 137,3 тыс. (0,36%) и 108 тыс. 754 (0,29%), Евангелическо-Аугсбургской Церкви – 70,8 тыс. (0,18%) и 65,4 тыс. (0,17%), Греко-католическая церковь 33,3 тыс. (0,09%) и 33,2 тыс. (0,11%), Пятидесятническая церковь – 26,4 тыс. (0,07) и 30,1 тыс. (0,08%), Старокатолическая Церковь Мариавитов – 10,0 тыс. (0,02%) и 12,2 тыс. (0,03%), Польско-Католическая Церковь-8,8 тыс. (0,02%) и 6,9 тыс. (0,02%), баптистская церковь – 6,0 тыс. (0,02%) и 5,1 тыс. (0,01%) [4, c. 58; 3, c. 35-112]. Проанализировав полученные данные, можно прийти к выводу, что наибольшее снижение числа верующих произошло у католической церкви латинского обряда, разрыв 2021 с 2013 годом составил 16 процентных пункта. Важным фактором также является и увеличение количество респондентов, которые отказались отвечать на вопрос о религиозной принадлежности: их общее число увеличилось почти в 3 раза, с 7,1% до 20,53%. Небольшой рост
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=