Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г

52 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. числа верующих можно наблюдать у Греко-католической, Пятидесятнической и Старокатолической Церкви Мариавитов. Ещё одним примером снижения общей религиозности может послужить социологическое исследование, которое было проведено на базе средней школы в городе Пулавы. В ходе соцопроса, проводимого четыре раза среди выпускников данного учебного заведения с 1994 по 2021 год, фиксируется резкое снижение количества верующих среди школьников. Так, в ходе первого опроса большинство респондентов 83,9% ассоциировали себя с католической церковью, а уже в 2021 году это число уменьшилось до 54,4%. Разница за 27 лет наблюдений составила почти 30%, что является явным маркером секуляризации среди молодёжи. Интересным является и тот факт, что в ходе последнего соцопроса 22,4% от всех опрашиваемых не причисляли себя к католикам, а 22,1% затруднились дать ответ на данный вопрос. Можно предположить, что у последних респондентов есть некие культурные и религиозные установки, которые были взяты из семьи, но назвать себя действительно верующими они по каким-либо причинам не могут. Судя по приведённой переписи населения и исследованию среди выпускников школы в Пулаве, можно выделить растущую тенденцию к отказу от религии среди молодого населения Польши и отказ к причислению себя к католической церкви как религиозному институту. Несомненно, Польская Католическая церковь остаётся важным культурным фактором для сплочения большинства населения, но изменения, которые происходят в обществе, дают понять, что религиозная составляющая постепенно становится менее привлекательной для подрастающих поколений с каждым десятилетием. Подводя некий промежуточный итог, можно заявить о вере среди молодых людей скорее «по привычке» нежели по действительно глубокому пониманию и вовлечению в религию. Современная самоидентификация поляков в религиозном плане. Религия как маркер «свой-чужой». Важным фактором в рамках изменений в польском обществе является и проблема самооценки собственной религиозности. Будучи неким маркером «свой-чужой», она помогает человеку отождествлять себя с коллективом верующих или неверующих людей в различных ситуациях. В рамках крупного социологического исследования проведённого в Pew Research Center в более чем 100 странах мира, показатели религиозности Поляков остаются очень высокими. Так, среди стран Европы Польша заняла 8 место из 34 в списке наиболее верующих стран. Однако, если изучить разницу по возрастным категориям, то можно выделить тенденцию, что молодые поляки становятся менее религиозными быстрее, чем их сверстники в других европейских странах [9]. В рамках исследования проведённого CBOS в 2021 году, были полученные данные, что основная масса населения в Польше считает себя верующими 88,7%, а 11,3% неверующими. В рамках опроса за 2011 год эти

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=