Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г
54 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. которые поддерживают католическую мораль в обществе, но считают, что нужно что-либо улучшить. Прослеживается также увеличение процента ответивших, что большинство моральных принципов католицизма верны, но они не со всеми согласны с 36% до 47%. Количество ответивших, что религиозная мораль им чужда, но некоторые католические моральные ориентиры они поддерживают изменилось с 5% до 11%, а также с 1% до 4% выросло число тех, кому такие убеждения совершенно не подходят. В ходе соцопроса, проведённого среди молодёжи по похожим вопросам, был получен значительно более низкий уровень одобрения религиозного морального обучения в Пулавах, и результаты были следующими: в год 2009 – 10,8%, 32,8%, 39,2%, 7,6%, а в год 2021 – 5,7%, 16,7%, 43,4%, 16,4%,13,5% [7, c. 73]. Отсюда можно сделать вывод, что если нравственные принципы католицизма взрослой частью общества принимаются частично и в неполном виде, то среди молодёжи уровень одобрения низок. Молодое поколение относится к моральным догматам католицизма либо критически, либо вовсе не воспринимает и отвергает их. Хотя исследователи и фиксируют общее снижение одобрения традиционной христианской морали в польском обществе они вынуждены отметить, что резкое падение происходит только у молодых групп населения, а более старшие поколения имеют достаточно высокий среди других европейских стран уровень принятия религиозных моральных установок. Подводя промежуточный итог, можно отметить постепенный характер изменений в моральном облике польского общества, несомненно, снижая общий уровень религиозной вовлечённости, поляки, тем не менее, остаются достаточно религиозными в общей своей массе и без массового негатива относятся к католической морали [5, c. 127]. Описанные выше взгляды поляков на католические моральные ориентиры также имеют влияние на их отношение к церкви в целом. Важным фактором для общества будет вопрос доверия, на основе которого формируется социальный и индивидуальный запрос среди населения. Исследователи отмечают двоякое отношение к Католической церкви в Польше: с одной стороны, есть фактор доверия как прихожан, которые причисляют себя к конфессии, а с другой как отношение к целому институту и его элементам в общем [6, c. 111]. Естественно, следует в таком случае разделять социальный и религиозный тип доверия у прихожан из-за его различного уровня вовлечённости. В настоящее время различные институты переживают кризис общественной поддержки и доверия, неудивительно, что таковой не обошёл стороной и Католическую церковь. В рамках опроса IBRIS, в 2022 процент доверяющих церкви изменился с 42,2% до 39,3%, что меньше на 2,9% чем в предыдущий период наблюдений. Во время правления Папы Иоанна Павла II опросы, проведённые организацией TNS OBOP, показывали доверие к церкви среди населения порядка 70%. В следующем опросе в ноябре 2010 года мнение
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=