Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г

60 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. crucial to acknowledge that the "artistic value of an art object" constitutes a pivotal pricing factor for the market value of an art object. The article presents a new interpretation of the definition of "artistic value of an art object". Given the inherently subjective nature of the assessment conducted by the viewer (appraiser), the artistic value of an artwork is suggested to be considered as a property of an artistic image in the viewer's (appraiser's) mind; a multi-parameter verbal model of the formation of the artistic value of a modern artwork; the analysis of four modern masterpieces of painting, which confirmed the selected composition of the model's parameters. The presented verbal model will be employed in the development of a formal method of estimating the artistic value of a modern art object, which will be integrated into the previously proposed method of estimating the market value of a modern art object. Keywords: art object, modern art object, artistic value of an art object, pricing factors, emotional response, emotional-sensory response, artistic image, metaphoricity, expressiveness. DOI 10.22405/2304-4772-2025-1-59-74 1. Художественная ценность арт-объекта – свойство художественного образа в сознании зрителя (оценщика) В предложенном ранее «Методе оценивания рыночной стоимости арт- объекта на основе интерполяционной модели» [11], утверждалось, что наиболее значимой частью стоимости арт-объекта является его нематериальное «нечто» – актив «Ценность арт-объекта», определяемый рядом ценообразующих факторов, одним из которых является «Художественная ценность арт-объекта». Применение метода потребовало вербальной детальной модели формирования «Художественной ценности современного арт-объекта» и формальной методики ее детализированного оценивания. Цель данной работы сформировать подобную модель, на основе которой будет разработана формальная детализированная методика оценивания художественной ценности современного арт-объекта. В [7] утверждается, что «Художественную ценность можно определить, как синергию уникальности, формы, содержания и силы эмоционального воздействия – в оценке все это очень субъективно». В этом определении удачны отдельные термины, но в целом, оно – эклектично и не раскрывает существа вопроса. Сформируем определение художественной ценности, применительно к современным арт-объектам ( произведениям абстрактного или частично абстрактного искусства, т.е. арт-объектам с элементами абстрактности в форме и, возможно, в содержании), руководствуясь взглядами (мнениями), специалистов различных областей знаний. У философов и специалистов по эстетике существуют 2 взгляда на художественную ценность объектов искусства: одни считают, что «…всякое произведение искусства - художественная ценность и наоборот» [29] другие, что «художественная ценность является свойством художественного произведения» [21]. Согласно Оксфордскому толковому словарю по психологии «Ценность – качество или свойство предмета, которое делает его полезным, желательным

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=