Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г

61 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. или ценимым … ценность предмета определяется его ролью в (социальном) взаимодействии, предмет сам по себе не обладает никакой ценностью…». Любая оценка (качественная или количественная) значимости (полезности) объекта, сформированная конкретным оценщиком, в нашем случае – оценка экспертом художественной ценности арт-объекта, субъективна. Таким образом, значимость, полезность (ценность), являются субъективными оценками конкретных свойств объектов, вовлеченных в сферу социального взаимодействия человека, который в них заинтересован или испытывает потребность. В чем же полезность арт-объекта для зрителя? Искусство, как и наука, служат познанию мира. Если назначение науки – рациональное познание мира, и она использует понятия, тексты и математические (преимущественно) модели, то назначение искусства – эстетическое познание мира и его “инструменты” - художественный образ, художественная форма, слово (в литературе), цвет (в живописи), звук (в музыке), объемно-пространственные формы (в скульптуре). Согласно [26] «Художественная форма – специфическая для каждого вида искусства форма организации художественного материала..., в которой аккумулируется и фиксируется результат познания эстетического содержания реальности». Образ, в соответствии с [4], есть «... результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. Образ на чувственной ступени познания – ощущения, восприятия, представления; на уровне мышления — понятия, суждения, умозаключения... А образы, построенные в соответствии с правилами того или иного искусства, становятся художественными образами». Эстетическое познание – чувственное познание (посредством органов чувств), применительно к арт-объектам, это познание содержания арт-объекта через его форму (форму цветовых отношений, форму пространственных отношений – композицию, форму рациональных отношений – сюжет). У художника в результате наблюдения и осмысления объектов, процессов, явлений реального или его внутреннего мира возникает идея создания арт-объекта. Идея – то чувство, которое далее управляет им в процессе создания арт-объекта. Осознав и проникнувшись ею интеллект художника по результатам эстетического познания внешней (объективной) или внутренней (внутренних представлений: воспоминаний, воображений- фантазий) реальностей формирует в сознании художника «художественный образ арт-объекта»), используя художественные средства и технологии, свойственные именно его виду искусства (для живописца, соответственно, краски, холсты и т.д.); он создает новую реальность – арт-объект, обладающий содержанием и художественной формой.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=