Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г
62 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. Восприятие зрителя посредством зрительных ощущений фиксирует форму арт-объекта, а интеллект, через форму арт-объекта, познает содержание и формирует уже в сознании зрителя художественный образ арт-объекта. Происходит преобразование авторского художественного образа в зрительский, последний определяет художественную значимость арт-объекта для зрителя. Таким образом, «Художественная ценность арт-объекта» является свойством художественного образа в сознании зрителя (оценщика), обусловленного содержанием и формой арт-объекта , как новой реальности, являющейся реализацией художественными средствами образа, созданного интеллектом художника в результате эстетического познания объективной или внутренней реальности . 2. Художественной ценность арт-объекта определяется силой эмоционально-чувственного отклика зрителя Используя суждения философов, психологов, нейробиологов, психиатров, арт-терапевтов, покажем, что уровень художественной ценности арт-объекта для зрителя, определяется силой именно эмоционально- чувственного отклика, вызываемого арт-объектом (художественным образом арт-объекта , с формированным в сознании зрителя). Эмоциональные механизмы реакций на информацию, получаемую через органы чувств, сложились эволюционно. Они закреплялись в инстинктах, физиологических процессах, а личный опыт – в памяти, т.е. формировался процесс эмоционального восприятия. В процессе эмоционального восприятия арт-объекта происходит оценивание воспринимаемой художественной формы на предмет значимости, привлекательности для зрителя. При этом актуализируется внимание. Восприятие завершается тем, что форма арт-объекта превращается в сознании в осмысленный образ, при этом у зрителя возникает чувство опознавания, понимания, значимости арт-объекта. Согласно [16]: «Эмоция – это мгновенная реакция человека на предмет раздражения, проявляется, как правило, бессознательно, мотивирует человека на определенные действия, руководит его мыслительной и физической активностью, фильтрует восприятие. Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение к предмету или объекту, присущее только человеку и представленное в его сознании». Американский нейробиолог, лауреат нобелевской премии Эрик Кандель в [5] отмечает: «Наш эмоциональный отклик на картину включает как бессознательные эмоциональные реакции, так и сознательные – чувства (положительные, отрицательные или нейтральные) ...». Выготский Л. С. относительно роли эмоций и чувств говорил следующее: « В искусстве актом чувственного восприятия, конечно, только начинается, но не завершается реакция, и потому психологию искусства приходится начинать не с тои главы, которая имеет дело обычно с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=