Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г
63 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. элементарными эстетическими переживаниями, а с других двух проблем – чувства и воображения» [2]. Рассматривая арт-объект, а значит – воспринимая пространственные и цветовые формы, созданные художником, зритель испытывает чувства, характеризующиеся эстетическими категориями: «прекрасного, безобразного, возвышенного, низменного, комического, трагического, драматического, героического... [23, 26]». Поэтому будем говорить не просто об эмоциональном, а об эмоционально-чувственном отклике. Образ арт-объекта в сознании зрителей и, тем более, их реакция на него, могут быть различными, что определяется содержательностью личности (эмоциональным богатством, интеллектуальным и культурным уровнями, жизненным опытом, социальными условиями формирования личности). Поэтому определением художественной ценности арт-объекта должны заниматься соответствующие эксперты. Если учесть, что арт-объекты, в отличие от других предметов роскоши, не имеют какого-то функционального назначения, то очевидно, что их полезность для человека определяется именно эмоционально-чувственным воздействием на зрителя, весьма значимым для него. Так специалисты по арт- терапии говорят: «Непостижимая для ума тяга к прекрасному становится вектором жизненной силы и личностного смысла образования. Именно в этом стремлении мы видим возможности преодоления личностного кризиса, снятия состояния экзистенциальной безысходности и апатии» [12]. Живопись, в случае эмоционально-чувственного отклика, обогащает мировоззрение зрителя, расширяя его границы. Психолог Александра Лагун пишет: «Сконцентрированный в произведении искусства осмысленный автором опыт человеческих отношений и оценки явлений действительности становится частью мировоззрения только тогда, когда вызывает у человека эмоциональное отношение... сотворчество с автором посредством идентификации с ним способствует обогащению мировоззрения новыми личностными смыслами, а также приводит к расширению стандартных ассоциативно-смысловых связей» [8]. Живопись может являться средством пробуждения чувства эмпатии к объекту или процессу, изображаемому на картине; достижения катарсиса за счет снятия внутренних «блоков» в психике зрителя. Нейробиолог Дик Свааб отмечает [19]: «В наших эмоциях, вызванных искусством, играют роль эмпатические реакции. Художественные произведе- ния могут вызывать у зрителей радость, страх или гнев. Предполагают, что зри- тель…чувствует, что хотел сказать художник или какие эмоции он испытывал, когда писал эту картину». Зигмунд Фрейд в своей лекции «Художник и фантазирование» получение удовольствия от произведения искусства объясняет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=