Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г
64 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. психотерапевтическими (катарсическими) механизмами: «…подлинное наслаждение от художественного произведения возникает из-за снятия напряженностей в нашей душе. Быть может, именно это способствует тому, что художник приводит нас в состояние наслаждения нашими собственными фантазиями …» [24]. В [26] отмечается, что «Сила эмоций пропорциональна важности информации». Теперь можно сказать, что «Художественная ценность арт-объекта » есть свойство художественного образа арт-объекта в сознании зрителя (оценщика), определяющее силу его эмоционально-чувственного отклика... Художник должен реализовать в арт-объекте сильный, оригинальный образ, только в этом случае он вызовет соответствующий эмоционально- чувственный отклик зрителя. Какими параметрами содержания и формы современного арт-объекта он достигается? 3. Параметры содержания и формы современного арт-объекта, определяющие силу эмоционально-чувственного отклика зрителя На сегодня когнитивная психология искусства [5] и нейроэстетика [17, 28] еще не умеют непосредственно измерять силу эмоционально-чувственного отклика зрителя от созерцания арт-объекта. Поэтому, выделение детального списка параметров содержания и формы арт-объекта, определяющих силу эмоционально-чувственного отклика зрителя, важно само по себе, но имеет и практическую значимость, т.к. позволит в дальнейшем сформировать методику детализированного, косвенного оценивания художественной ценности арт- объекта. Содержание арт-объекта включает: тему, идею, сюжет. Не всегда идея сюжетная. В [27] отмечается, что идеей создания натюрморта, могут быть: гармония контрастных или сближенных отношений, демонстрация разнообразия фактур или текстур, исследование формы и объёма предметов, плоских и объёмных частей, качества теней и т.д. Так же, как вопрос о первичности материи или сознания, так и вопрос о первичности содержания или формы вызывал много споров, однако все стороны были едины в том, что они должны образовывать целостный (гармоничный) арт-объект. На примере нескольких признанных шедевров проанализируем свойства (параметры) их содержания и художественной формы, определяющие силу эмоционально-чувственного отклика зрителя. Картина Эдварда Мунка «Крик» (см . https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f4/The_Scream.jpg ) . Согласно [22] «Ее сегодня называют вторым самым узнаваемым произведением живописи после шедевра Леонардо да Винчи «Мона Лиза». То есть она впереди «Сикстинской Мадонны» Рафаэля, «Возвращения блудного сына» Рембрандта, «Вавилонской башни» Брейгеля и других образов, уже многие века
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=