Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г
65 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. считающихся фундаментом европейской культуры. Почему? Потому, что ни одна другая картина не является такой яркой визуальной метафорой ощущений человека XX века – его постоянного предчувствия катастрофы, переживания, отчаяния, потери душевного равновесия”. Экспрессия картины и в искаженной человеческой фигуре, и в его лице, и в драматизме окружающего мира. Зритель испытывает соответствующий эмоционально-чувственный отклик. Вторая картина Пабло Пикассо «Герника» (см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Герника_(картина)#/media/Файл:PicassoGuernica.jpg ) – одно из самых экспрессивных антивоенных произведений и по сегодняшний день. Используя абстрактный стиль, Пикассо передает «чувства «животного страха»», невыносимой боли, ярости и беспомощности посредством сцен смерти, насилия и страданий, ярко, образно, изображая не объекты (людей, животных), а эмоции от них. При этом возможными (неоднозначными) трактовками визуальных метафор элементов образа могут быть: расчлененный на полу солдат – недавно созданной республики; бык – Франко или фашизма в целом; лошадь – невинных жертв войны; острые, колючие, угловатые формы всех фигур – ощущений болезненного, неприятного, дискомфортного … [15]. Третья – инсталляция Герхарда Рихтера «Аушвиц-Биркенау» (2014) (см. https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.26f21957-66b482f0-00b14bd9- 74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Birkenau_(painting)#/ m edia/ File:Birkenau_(4).jpeg) по событиям 1944 года (в лагере смерти Аушвиц ( Освенцим)) [18]. Известно, что «абстракция – выражение невыразимого» [1]. Упомянутые выше 3 шедевра, прошли проверку временем и имеют помимо культурной и исторической, значительную художественную ценность. Эти работы объединяет то, что авторы смогли создать обобщенные образы переживаемых страстей, используя для достижения поставленной цели абстрактный стиль, в большей или меньшей степени. При этом видно, что чем конкретней и масштабней соответствующая трагедия, тем меньше сюжетности и больше абстрактности в картине. Герхард Рихтер делал несколько попыток передать образ трагедии с разной степенью детализации по копиям фотографий, сделанных в концлагере Аушвиц в 1944 году, которые и подтолкнули его к данной теме. Но в процессе работы понял, что средствами реалистичной живописи данную трагедию показать невозможно и сильнейшее эмоциональное воздействие на зрителя, соответствующее ужасу, творимому в лагере, можно передать только средствами абсолютной абстракции (экспрессией композиции, цвета; визуальными метафорами в колорите картины). Эти работы в высшей степени оригинальны. Прежде всего, оригинальна идея создания каждой из них. При этом идея предполагает, как сюжет, которого в 3-ей работе нет вовсе, так и художественную форму: колористическое решение, композицию, рисунок, фактуру. Работы неоднозначны, т.е. зрители
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=