Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г

66 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. могут воспринимать их различно, в соответствии с содержательностью каждого из них. При этом сюжетная сложность наибольшая в «Гернике» (большое разнообразие элементов образа, условных связей между ними, возможных вариантов трактовки – большая степень абстракции сюжета), наибольшая неоднозначность формы у Герхарда Рихтера (наибольшая степень абстракции). Содержательная (сюжетная) и колористическая метафоричность присутствует в первых двух шедеврах, а у Рихтера – только колористическая. Все три работы чрезвычайно экспрессивны и гармоничны. Несмотря на то, что все картины посвящены событиям прошлого века, нельзя сказать, что это несовременные арт-объекты. Так что это – «современный арт-объект»? Существует множество музеев и галерей современного искусства, но по поводу того, что понимать под современным искусством, мнения разнятся. Согласимся с Уиллом Гомперцем (7 лет директор по медиатехнологиям галереи «Tate Modern», автор книги «Непонятное искусство» [3]), что началом традиции современного искусства можно считать творчество импрессионистов 70-х годов ХIХ века. Если обобщенно, то главный признак, который отличает искусство импрессионистов от всего того, что было до них и который определяет отношение его к современному искусству, является наличие элементов абстрактности в художественной форме их картин (форма изображалась ими упрощенно и/или обобщенно – по сравнению с реалистичными картинами). В то же время и в 21 веке есть работы, которые создаются в реалистичной манере, используемой еще во времена эпохи Возрождения. С другой стороны, однозначно абстрактные – африканские маски, подтолкнувшие Пабло Пикассо к «кубизму», и наскальная живопись эпохи палеолита, очевидно, не современное искусство. Поэтому первый тезис в определении «современного арт-объекта» – это арт-объект, созданный в ХIХ веке или позже, в художественной форме которого присутствуют элементы абстрактности. А что с содержанием? Есть живопись с абстрактностью в форме и реалистичным сюжетом - живопись абстракционистов XIX века; картины с фантазийным сюжетом, например, Марка Шагала («Прогулка», «Над городом» и др., XX век). Т.е. подобные арт-объекты обладают формой с элементами абстрактности, и содержанием (с реалистичным или фантазийным сюжетом). В 1910 году Василий Кандинский создал работу, которую назвал «Первая абстрактная акварель» и заявил о дальнейшем направлении своего творчества – «беспредметности». Он и Казимир Малевич стали теоретиками «беспредметной» абстрактной живописи, в которой отсутствуют формы реальных предметов. Подобные арт-объекты, в основном, не обладали сюжетом, и их форма являлась, одновременно, содержанием (идея этих картин заключалась в аранжировке таких визуальных элементов как форма, цвет, композиция). Казимир Малевич ввел для этой живописи термин

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=