Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г
67 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. «супрематизм». Но есть и исключения, например, несколько фантазийных арт- объектов, объединенных таким же фантазийным (алогичным) сюжетом Эль Лисицкого – «Супрематический сказ про два квадрата». Сегодня художественный образ, созданный интеллектом художника, может лишь частично отражать реальность, частично же он создан им и либо не имеет аналогов вовсе, либо сконструирован из элементов отраженной объективной реальности. Мнение культуролога: «Художественный образ ... это не обязательно наглядный образ – это любая, в том числе, абстрактно- символическая форма репрезентации объекта в когнитивной сфере» [10]. Характерный пример, арт-объект Эль Лисицкого «Клином красным бей белых». Абстрактность является также средством выражения в искусстве явлений абсурдности современного мира (в смысле, явлений недоступных повседневной логике). «Исследуемое явление раскрывается уже не как нарушение логики, а как ее расширение, и трактуется не как извращение смысла, а как актуализация более глубокого уровня смыслового порядка [9]». Это согласуется с взглядом на современное искусство искусствоведа Александры Першеевой: «современное искусство не для отдыха. Оно для удовольствия совсем иного порядка. Это – радость интеллектуальной игры или радость ощущения того, ... что я могу выйти за пределы будничных мыслей и реакций, увидеть новые горизонты, стать сложнее и глубже, чем прежде. Трансцендировать». [13]. Поэтому не исключаем абстрактность в содержании арт-объекта. И определим «современный арт-объект» следующим образом. «Современный арт-объект» это арт-объект, созданный в ХIХ веке или позже, в художественной форме и, возможно, в содержании которого присутствует абстрактность. Проанализируем еще один современный арт-объект, являющийся признанным шедевром. Это «Купание красного коня» Петрова-Водкина (см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Купание_красного_коня ) . В отличие от 3-х предыдущих шедевров, являющихся символами человеческой трагедии, этот имеет позитивный сюжет, хотя создан в 1912 году – за 2 года до 1-ой мировой и за 5 лет до революции и гражданской войны. Визуальные метафоры в сюжете картины: всадник – традиционный для русской иконописи образ Георгия Победоносца; непропорционально мощный конь – могучая стихия родной земли, русский дух; красный цвет – величия жизни (в иконописи), революции (в истории). В основном, это реалистичная (фигуративная) картина, но пропорции и цвет коня – это элементы абстракции в художественной форме картины. В [14] отмечается, что бытовой эпизод превратился в символ целой эпохи российской истории. В 1914 году, когда разразилась Первая мировая война, многие увидели в картине Петрова-Водкина «символизм русской национальности, исконного лика России». Россия выдержала испытание чередой эпохальных событий, последовавших за написанием картины. И
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=