Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г

68 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. красный конь стал символом страны, преодолевшей все эти испытания, картина вызывает у зрителя чувства восхищения величием России, значимостью и сложностью ее исторического пути, уважения к ее историческому предназначению. Эти четыре различных современных арт-объекта объединяет одно – они не оставляют зрителя равнодушным, т.е. вызывают тот самый «эмоционально- чувственный отклик». Очевидно, что при этом не важна степень абстрактности картины, не важен «знак» сюжета (позитивный или негативный/депрессивный), а важна масштабность переживаний (сила эмоций и чувств) зрителя. Для этого картина должна эмоционально тронуть зрителя, мотивировать на то, чтобы он стал разглядывать ее (сюжет, композицию, колорит, фактуру), почувствовал ее уникальность, экспрессию, а его интеллект «расшифровал» неоднозначности и метафоричности в ее содержании и форме, почувствовал их гармоничность и символизм картины. В [10] отмечается, что «художественный образ, являясь ключевой формой художественного познания, характеризуется рядом специфических черт: – «иносказателен и метафоричен, т.е. способен выразить абстрактное понятие в конкретном образе; – многозначен, полифоничен, а потому способен порождать множественные ассоциации и интерпретации; – зачастую содержит недосказанность, что заставляет человека, воспринимающего произведение искусства, становиться его со творцом; – оригинален, является уникальным результатом поиска новых идеи, сюжетов, героев...». Данный список и проведенный ранее анализ четырех шедевров, свидетельствуют, что это именно те свойства (параметры) художественного образа арт-объекта в сознании зрителя, которые и определяют силу его эмоционально-чувственного отклика. Очевидно, что художественный образ с подобными свойствами может оказаться в сознании зрителя только в том случае, если они присутствуют в содержании и форме самого арт-объекта, являющегося, как было сказано выше, реализацией художественного образа созданного интеллектом автора. Еще одно крайне важное свойство – это целостность (гармония) содержания и формы арт-объекта. Доктор философии Карцева Г. А. утверждает: «Произведение только тогда прекрасно, когда форма и содержание соответствуют друг другу. Нарушение содержательно- формальной связи говорит либо о недостаточной̆ одаренности автора, либо о неудачном опусе» [6]. Все компоненты определения «художественной ценности современного арт-объекта» установлены. Сформулируем его. Художественная ценность современного арт-объекта есть свойство художественного образа, сформированного в сознании зрителя (оценщика),

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=