Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г
78 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. собственной истории и помогающее найти в ней место молодому поколению <…> служит сохранению национальной идентичности, несет единство в социальную жизнь во время социальных катаклизмов, способствует утверждению сострадания и взаимопомощи в разобщенном российском обществе» [7]. Это можно считать основанием для принятия религии как части культуры, формирующейся «некой новой культуры» [7]. В современном обществе, в молодежной среде происходит изменение отношения к благочестию, «обнаруживается процесс трансформации понимания ценностей и роли социальных норм» [5]. Часто отношение к религии можно обозначить принципом отношения древних римлян к религии, богам – «я даю, чтобы ты дал». Выбор веры, способ поклонения, связи со священным выбираются исходя из современного представления человека о религии – «зонтик над обществом», «еретический императив» (Питер Бергер), религия как социальный костюм (П. Сорокин). Например, результаты исследования религиозности студенческой молодежи Широкаловой Г. С., Шиманской О. К., Аникиной А. В. [См. подробно: 12] показали, что молодежь в религии выделяет в большей степени важность «терапевтической функции веры» [12], отграничивая ее от «компенсаторной функции веры» [12] в отличие от многих исследователей, которые данные функции объединяют в одну компенсаторную (терапевтическую) функцию религии. Широкалова Г. С., Шиманская О. К., Аникина А. В. считают, что «молодежь предпочитает инструментальную ценность веры как способа выживания и адаптации» [12]. На основе проведенных в исследовании ответов респондентов и их анализа мы можем сделать вывод, что помимо терапевтической составляющей функции религии большое значение также имеет мировоззренческая функция религии. Остальные ответы респондентов, которые мы можем отнести реализации воспитательной функции религии, интеграционной функций религии, регулятивной функций, культурной функций религии менее важны для современной молодежи. Таким образом, анализ результатов социологического исследования показывает, что религия (в частности православие) важна для молодых людей благодаря реализации религией компенсаторной ( терапевтической) и мировоззренческой функций . Первая функция дает поддержку, успокоение в критические моменты жизни, при стрессах, депрессии и т.д. Вторая функция дает систему взглядов, понимание места и роли в мире, обществе, понимание себя, своего духовного мира, наиболее значимых ценностей и целей в жизни. Для нашей страны психологи, психотерапия является редкостью, обращаются за помощью единицы, до сих пор существует большая доля недоверия, в том числе и потому, что профессионалов, специализирующихся именно в требуемой области психологии сложно найти. В России традиционно доверяют больше представителям церкви, батюшкам, старцам (исповедь одно из таинств в католицизме и православии, важным
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=