Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г

79 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. выступает тайна исповеди, ее неразглашение, что является важным в ситуации сохранения, конфиденциальности информации исповедующегося). Современная молодежь ориентирована преимущественно на свою жизнь (мирское, посюстороннее), гедонизм . Это приводит к выбору важности мировоззренческой функции религии, достижению самопознания. Тем самым религия предстает как практика самоидентификации, самопознания, духовного развития. Религиозная культура предстает системой, которая способствует «примирению человека с окружающей действительностью, <…> позволяет ему обрести смысл жизни, поверить в себя, обратить собственную жизнь к духовному развитию» [6]. Как отмечает Попова Р. М.: «Отношение к религии перестало быть чем- то высоким, таинственным, высокодуховным» [7]. Отсюда религиозный синкретизм, соединение в мировоззрении разрозненных религиозных традиций. Например, празднование Рождества и одновременно гадания на Святки, празднование Хэллоуина, дня Святого Валентина и дня Святых Петра и Февронии Муромских, вера в карму и перерождение и одновременно в Страшный Суд, Чистилище. Соединение двух вер для менталитета русского народа не является чем-то новым, обусловлено историей православия. Многие исследователи пишут о феномене «двоеверия» – когда религия частично поглотила, заместила языческие праздники православными, частично сохраняется празднование языческих праздников (Святки на Рождество, Масленица) и совершение языческих действий, признание и почитание языческого домового, лешего, кикиморы и т.д. Благодаря «крепкой коллективной религиозной памяти россиян» [7], после атеистического советского прошлого, произошедшего религиозного возрождения в 90-е года XX века, сохраняется религиозная преемственность. Тем самым связь с религией и интерес к различным формам и видам религии носит глубинный, ментальный характер. Именно это может служить началом поисковой активности, открытости новому, интереса к религии, либо обращением к ней время от времени, только тогда, когда наступает сложное, трудное время. Например, у Мчедлова М. П. при анализе религиозности современного российского общества использовались термины «воцерковленные» и «захожане». Первый термин показывал погруженность, инкультурацию в религиозную традицию, высокую степень участия в культовой практике религии. Второй является антиподом, его применяют верующие по отношению к людям, мало посещающим церковь, только чтобы поставить свечки, заказать требы, даже не оставаясь на всю службу. Многие исследования религиозности, религиозной культуры современного российского общества, в частности молодежи, показывают преобладание второй модели в реализации религиозного образа жизни («захожане»), что свидетельствует о неоднородности религиозности современной российской молодежи. Надо учитывать, что это в первую очередь касается той, молодежи, которая выросла

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=