Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г

80 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. в среде, где была прервана религиозная преемственность, в среде католической, протестантской молодежи такой проблемы нет, они изначально росли во взаимодействии с религиозной традицией, были включены в религиозную жизнь общины. Но особенностью как «воцерковленной», так и не «невоцерковленной» молодежи на современном этапе является использование в обычной и религиозной жизни современных технологий, гаджетов, онлайн пространства. Религиозная культура связана с мировоззренческими установками и включенностью в религиозную жизнь, ее интенсивностью, формами, способами ее реализации, приобщения к религии. В молодежной среде в первую очередь происходит апробация новых цифровых технологий, гаджетов, создание нового языка общения в онлайн пространстве, по-новому осмысляется и представляется культура и ее неотъемлемые составляющие, например, религия. Клиповость сознания, преобладающий визуальный ряд, отсутствие прямой связи с традицией (в том числе утрата «влияния традиций духовного наставничества и наставления» [2, c. 33], «проблема мировоззренческого разрыва в восприятии различных достижений культуры, искусства и морально- нравственных ценностей» [2, c. 33]), быстрая культура, перенос общения в цифровую среду, индивидуальный поиск духовных основ в онлайн пространстве. Это приводит к тому, что человек один на один сталкивается со всем объемом информации и не всегда может ее критически осмыслить, проанализировать, выбрать достоверную, использовать наиболее адекватные формы для представления информации. Балашова Е. С. обращаясь к идеям Ланье Д. Джарона считает: «Процесс цифровизации культурной активности социума, проявлений творчества индивидуумов и групп, <…> трансформирует как восприятие информации, так и ожидания со стороны зрителей, и изменяет требования к способам изложения информации» [2, c. 31]. Религиозная культура христианской молодежи, ее исследование дает возможность увидеть, как происходит формирование новых религиозных, культурных феноменов, происходит восприятие информации, трансляция, передача, хранение, формы представления информации. Обладание и использование гаджетов, роль цифры в обществе, для молодежи важно и для самоидентификации, поиска себя, оснований своей духовности. Поэтому, мы считаем, что наиболее ярко можно проследить формирование новых религиозных, культурных феноменов в цифровой среде, через используемые гаджеты, современные технологии, мессенджеры, приложения, сайты, социальные сети (группы, блоги, сообщества), христианский контент, цифровой христианский мерч (стикеры, гифки, электронные открытки, обои), используемые поисковые теги . Так как исследования социальных сетей (группы, блоги, сообщества), используемых поисковых тегов, современных технологий проводились нами в других наших работах, то в рамках данного исследования мы остановимся подробнее только на некоторых примерах цифровых инструментов,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=