Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г
91 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. Д. А. Романов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Т. А. Чихачева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК: СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ КОГНИТИВНОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТ И 1 В статье на основе методологии «теории поколений» представлены особенности формирования личности современных младших подростков, которых относят к так называемому поколению Альфа, возникновение которого, согласно данной теории, – закономерный процесс развития общества и молодежной культуры, связанный с научно-техническим прогрессом в области цифровизации и IT технологий, что кардинально изменяет когнитивные особенности индивида, культурные и коммуниктивные связи в социуме. Выделены особенности клипового мышления в данной группе подростков. Показано, что указанный тип мышления противостоит линейному мышлению, позволяющему системно анализировать объективную действительность. В связи с этим авторским коллективом филологов ТГПУ им. Л. Н. Толстого разработана система методического обеспечения преподавания, в ее основе – специальная дидактическая концепция формирования функциональной грамотности, важнейшей составляющей которой является смысловое чтение. В процессе анализа концепта смыслового чтения, изучения школьного опыта в контексте развития когнитивных способностей учащихся, что было связано с системной работой с информативно насыщенным объемным творчески воспринимаемым текстом, определилась духовно-нравственная (содержательная) линия смыслового чтения. Специфика пособия по смысловому чтению, разработанного коллективом Центра русского языка и региональных лингвистических исследований ТГПУ им. Л. Н. Толстого, в том, что его содержание построено на методологии развития у школьников поколения Альфа когнитивного мышления в дискурсе духовно-нравственных идеалов. На основе этой методологии 1 Статья подготовлена в рамках реализации гранта «Смысловое чтение в современной школе: разработка дидактических основ и издание учебного комплекса в помощь участникам проекта ПРО- стажёр»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=