Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г

93 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. человека. В этом смысле проблема функциональной грамотности, как обретение норм и правил языковой культуры, имеет не только национальное, но и государственное значение. Актуальность исследования заключена также в концептуальном формате обучения родному языку и литературе, важнейшим элементом которого является общая методология и конкретные методики смыслового чтения, что имеет различные интерпретации в авторских разработках [1]. Представленная в данной статье концепция смыслового чтения для школьников средних классов определяется как целостная система, направленная на когнитивное и содержательное (духовно-нравственное) усвоение функциональной грамотности. Целью данного исследования является теоретическое обоснование и определение направлений практической разработки концепции смыслового чтения, создание общей схемы комплекса текстовых заданий, которые позволят детям погрузиться в смысловое пространство, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, определять направления нравственного выбора личности. Работа, проделанная к настоящему времени в этом направлении, включает публикацию сборника обучающих текстов преимущественно краеведческой направленности, в которых поднимаются проблемы исторической памяти народа, сохранения духовных ценностей предков, выбора линии поведения в трудных жизненных ситуациях и т. п. Новизна исследования представлена как система методического обеспечения, разработанная авторским коллективом, и связывает особенности смыслового чтения с содержательным форматом, представленных в учебном пособии текстов. Данный подход, как показывает опыт работы с подростковым контингентом школьников, способствует преодолению формирования и развития клипового мышления. Такой результат лежит в русле культурной парадигмы современного общественного развития, ориентируя ментальные и когнитивные мотивации школьников на усвоение содержательной гуманитарной составляющей смыслового чтения, способствующего воспитанию гражданственности, социальной ответственности и патриотизма. Исследовательская часть. В современном обществе часто высказывается недовольство подростками и детьми младшего возраста в связи с тем, что их поведение, привычки, нравственные ориентиры идут в разрез с традиционными ценностями предыдущих поколений. Подобное мнение высказывают преимущественно представители старшего поколения. Детей обвиняют в том, что они много времени проводят у мониторов компьютеров, видят мир и других людей только через экраны планшетов и сенсорных телефонов. Несомненно, под этими утверждениями есть реальное основание. Такие проблемы существуют, и их необходимо преодолевать.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=