Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г

94 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. Вместе с тем нельзя не признать, что перед нами еще одна модификация вечной проблемы «отцов и детей». Разный взгляд на мир, разная скорость мышления и сенсорных процессов, разные интересы и устремления – закономерные проявления смены поколений. Об этом не раз писали авторитетные философы, психологи и педагоги. Действительно, «новые поколения исходят из результатов, доставшихся в наследство от всех предшествующих поколений, однако отношение к этому наследству весьма избирательно. Они увязывают и развивают в нем только то, без чего невозможны дальнейшее существование и развитие, и отрицают то, что, с их точки зрения, уже устарело и утратило всякий смысл» [3]. Несомненно, что смена поколений, а значит, и их идеалов – объективный и вечный атрибут эволюции общества. Основателями теории поколений считаются американцы Нейл Хоу и Уильям Штраус. Ученые, опираясь на разносторонние социальные данные, проанализировали историю своей страны с 1584 года и попытались предопределить ее будущее до 2069 года. В их капитальном труде «Поколения», вышедшем в 1991 г., содержатся ценные наблюдения, которые можно экстраполировать на развитие всех современных общественных систем. Несмотря на то, что книга в полном объеме еще не переведена на русский язык, отечественные ученые-гуманитарии активно используют ее данные [12]. Согласно теории Хоу и Штрауса, история человечества развивается циклически. Поколения сменяются каждые 20–25 лет, следовательно, одновременно в каждой стране, в каждом масштабном социуме живут 4 поколения. Их этапы жизни образуют циклы длиной от 80 до 100 лет. Это определяет разнообразие воззрений людей одного сообщества на многие предметы, в том числе и на образование, что чрезвычайно важно в контексте нашей работы. В книге «Поколения» предлагается понятие социальный момент , которое является ключевым для всей гуманитарной сферы знания: эта универсалия определяет черты, объединяющие людей в историческом контексте, находя между ними точки соприкосновения. Несмотря на критику академика Майкла Линда, считающего что Хоу и Штраус не учитывают в полном объеме влияния условий жизни на формирование каждой группы людей, теория поколений по-прежнему вызывает большой интерес в научном сообществе [7]. Определяемые ею типы поколений и их названия обрели устойчивое место в гуманитарных исследованиях, которые в XXI веке почти не обходятся без терминологии Хоу и Штрауса ( бэби-бумер, поколение Х (Икс), поколение Y (игрек), дети индиго, поколение Z (Зет), зуммер, поколение A (Альфа) и др.). В настоящий период развития общественных наук, когда изучено большинство механизмов целенаправленного воздействия на отдельную личность и социум в целом, смена идеалов и ценностных ориентиров не может

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=