Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г
95 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. происходить стихийно и бесконтрольно. Именно поэтому современных ученых (и в первую очередь педагогов) волнует вопрос поступательного выстраивания векторов, перспектив развития личности ребенка в условиях цифровизации. В исследованиях на эту тему появился специальный термин дети поколения Альфа . Применительно к этому «неизведанному» поколению предлагаются актуальные дидактические стратегии, в том числе стратегии работы с текстовой информацией. Понятие поколение рассматривается в различных науках по-разному (акцентируются разные аспекты групп людей – биологические, социальные, культурно-исторические, этнические и т.д.). Неоспорим тот факт, что доминирующей характеристикой поколения во всех пониманиях является хронологический параметр. К одному поколению причисляют людей, живущих в определенный период времени, людей приблизительно одного возраста. Кроме того, константной характеристикой представителей одного поколения выступает единое (или сходное) социокультурное пространство, аналогичные экологические и технологические условия. Социологи относят к одному поколению категорию людей с разницей примерно в 20 лет, т.е. от момента рождения до рождения их детей. В международных исследованиях последних 50 лет предложена такая классификация поколений, ныне активно действующих в обществе: - 1962–1981 гг. – поколение X, - 1981–1995 гг. – поколение Y, - 1995–2015 гг. – поколение Z [5]. Детей, рожденных после 2015 года, социологи относят к поколению Альфа. Последние, как и представители поколения Z, особенно сильно подвержены влиянию цифровых технологий. Повседневная жизнь, учеба, отдых, общение связаны у представителей указанных поколений с сетью Интернет. Но при этом специалисты в сфере возрастной психологии отмечают следующее важное отличие: для детей поколения Альфа Интернет – естественная среда, неотъемлемая часть жизни, без которой они себя не мыслят. Представители поколения Альфа с раннего детского возраста (приблизительно – с 2-ух лет) живут в цифровом пространстве. Любой запрос выполняется двумя кликами или с помощью голосового помощника. Например, ответ на интересующий вопрос такие дети получают за минуту от Алисы или Маруси. Поздравление от Деда Мороза на цифровой платформе воспринимается как норма. Такие дети не представляют свою жизнь без цифровых технологий. Рисование на графическом планшете, а не на бумаге, игры не с живой собакой, а с электронным анималистическим роботом, который может ответить более чем на 100 вопросов и выполнить до 20 команд. И все это в предельно сжатом хронологическом отрезке, за короткий срок. Быстрый доступ к любой информации – отличительная черта поколения Альфа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=