Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г
97 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. воплощённого в визуальной форме видеоклипа. Эта характеристика обобщает психологические феномены современных музыкальных роликов, гаджет- посланий, сюжетов tik-tok и т.п. Люди, и в первую очередь дети (как наиболее реактивная социальная группа) подвергаются информационному воздействию диверсифицированного характера и комфортно чувствуют себя в среде такого типа. Молодое поколение учится формулировать свои мысли из материала фрагментарного характера, поступающего из многочисленных медийных источников. Эти источники, как правило, не выдерживают никакой критики с научной, идеологической и этической стороны; они не имеют никакого отношения к национальным традициям и ценностям. Ограничения ёмкости клипового мышления обусловлены способами передачи информации через сеть Интернет, где существуют предпочтительные размеры файлов для восприятия читателей, зрителей, слушателей. Именно поэтому педагоги и психологи называют одним из главных недостатков детей поколения Альфа то, что они перестают воспринимать объемные, сложные и детализированные тексты (а ведь только большой «угол чтения», как утверждает библиопсихология, способствует реальному поиску и разностороннему анализу информации [6, с. 25–26]). Кроме того, одновременно у подростков происходит изменение способа получения «ментальной модели реальности». Это главным образом говорит о смене типа мышления и зачастую воспринимается как прогресс: действительно, человеческий мозг вроде бы приспосабливается к обширным информационным потокам, ведь необходимо упорядочивать информацию и создавать собственную, уникальную картину стремительно мелькающих вокруг событий и динамичного мира в целом. Однако этот тип мышления, лишенный глубины и действительной разносторонности, не помогает, а мешает детям видеть реальность целостной, сложной, многогранной, не позволяет читать полноценные тексты художественной, публицистической и научной литературы. Исследователи отмечают, что чтение перестало быть увлекательным способом проведения досуга, ведь при чтении задействованы многие процессы в работе головного мозга. А погружение в виртуальный мир – процесс более простой. «Снижение объема чтения книг привело к утрате способности воспринимать, анализировать и запоминать сложную информацию» [11]. У современных детей можно отметить 2 типа чтения, формирующихся в условиях цифровизации социума: - компенсаторное (чтение для отдыха и развлечения), оперирующее преимущественно небольшими, примитивными текстами, часто сопровожденными рисунками (так называемые комиксы ), видеовставками и др.; - прагматическое (поиск необходимой информации в Интернете), оперирующее текстовыми фрагментами, не связанными между собой ничем, кроме темы, т.е. мозаичными по стилю, грамматике, речевому оформлению.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=