Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г
98 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. Чтение в привычном, традиционном понимании детьми поколения Альфа воспринимается как дополнительная и обременительная нагрузка. Для чего читать большой текст, когда можно ввести запрос в поисковую строку и за секунды найти ответ на интересующий вопрос. Подобный подход привел к ряду проблемам в восприятии текстовой информации: - «скольжение» по верхам информации становится непреодолимой зависимостью (с одной стороны, без него не мыслится существование; с другой – оно не предполагает иных форм овладения информацией); - мозг защищает себя от лишней нагрузки, поэтому пропускает, игнорирует длинные и непонятные сегменты информации, создавая иллюзию понимания; - познание опирается на кратковременную память в ущерб долгосрочной. Перечисленные проблемы обусловливают нежелания современных детей читать, о чем много говорят педагоги, психологи, социологи. Безусловно, это становится причиной глобального кризиса не только в процессе обучения, когда дети не могут прочитать параграф в учебнике по истории, географии, биологии, но в процессе формирования личности, ведь чтение позволяет подключать эмоции школьника, анализ мотивации поступков героев текстов, а значит, формирует эмпатию и способствует духовному развитию. Справедливо утверждение: «Гигантская разница между обычным и компьютерным чтением в том, что второе позволяет нам узнать лишь то, что нужно. Монитор – слуга, вышколенный дворецкий, лаконично отвечающий на заданные вопросы. Книга – учитель, наставник: она отвечает и на те вопросы, которые мы ей не догадались задать» [4]. Полноценное, осмысленное чтение способствует формированию системы этических ценностей человека, т.е. «универсального регулятора мы этических ценностей человека, т.е. «универсального регулятора взаимоотношений людей, социальных групп, социальных институтов, стран и народов» [9, с. 185]. А это в современном многополярном мире чрезвычайно необходимо: мир нуждается в преодолении агрессивности и межнациональной розни, в продвижении принципов коллективизма, справедливости, солидарности, взаимопомощи. Художественная литература, классическая публицистика, лучшие образцы научно-популярных жанров из всех сфер знания дают примеры правильного, достойного поведения, формируют культуру мышления и дискуссии, помогают отличать истинное от ложного. Следует констатировать, что для детей поколения Альфа традиционное чтение полноценных текстов не является потребностью, а это приводит к следующим когнитивным и духовно нравственным искажениям развития личности: 1. Несформированность нравственных идеалов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=