Гуманитарные ведомости. Вып. 1(53) 2025 г
99 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (53), апрель 2025 г. 2. Некритическое отношение к происходящим событиям, неумение самостоятельно анализировать явления действительности. 3. Зависимость от навязчивой пропаганды, моды, рекламы. 4. Краткосрочная концентрация внимания. 5. Предпочтение визуальной информации текстовой. 6. Сложности в анализе и синтезе при обучении и профессиональной деятельности. 7. Неумение воспринимать объемную информацию. 8. Избирательность восприятия информации. 9. Трудность осмысления информации из-за неумения устанавливать причинно-следственные связи между фактами. Широко известно, что усвоение текстовой информации у человека происходит на двух уровнях: на уровне первичного анализа (понимание фактов, событий, установление связей между ними) и на уровне глубинного анализа (понимание идеи автора, мотивов поступков героев). Наблюдения студентов- стажеров ТГПУ им. Л. Н. Толстого, работающих на уроках русского языка и литературы с детьми 10–11 лет, показывают, что даже первичный анализ текста у современных школьников затруднен. К глубинному анализу они, как правило, не способны. Традиционное обучение таких детей чтению (в рамках сложившейся с середины XX в. дидактической практики) невозможно. Для них нужны специальные стратегии работы с текстом и специфические упражнения, чтобы научить анализировать информацию, получаемую из объемного текста, а не из отрывков, к которым привыкают дети с клиповым мышлением. Именно поэтому Центром русского языка и региональных лингвистических исследований ТГПУ им. Л. Н. Толстого предлагается систематическое внедрение в программы изучения родной словесности приемов смыслового чтения, направленного на адекватное информационное освоение полноценного текста в исчерпывающем объеме его фактологии, идейного наполнения и нравственно-воспитательного содержания. Указанная дидактическая новация отвечает современным тенденциям в сфере российского образования. Отталкиваясь от международных функциональных исследований обученности школьников и студентов PISA 2009–2024, Россия стала разрабатывать собственные подходы к практической грамотности обучающихся. В отечественной научной традиции «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [8, с. 23]. Сейчас это стало первостепенной задачей образования. В рамках внедрения предлагаемой методики смыслового чтения функциональная читательская грамотность может быть интерпретирована следующим образом:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=